ФЭНДОМ

16S рРНК — одна из трёх основных типов РНК, локализующихся в рибосомах прокариот. Имеют среднюю величину среди этих типов. Константа седиментации равна 16 S (единиц Сведберга); для других константы равны 5 и 23 S. Длина 16S рРНК - около 1600 нуклеотидов. У эукариот существуют аналогичные рибонуклеиновые кислоты 18S рРНК, состоящие из 2500 нуклеотидов.

Рибосомы присутствуют во всех без исключения клетках, а также некоторых органеллах эукариот (митохондрии, хлоропласты). РНК в их составе, соответственно, тоже имеется, то есть эти молекулы характеризуются древнейшим происхождением. Их функции всегда одинаковы, а первичная структура имеет высокую степень консервативности. Также рРНК находятся вне действия естественного отбора, поэтому молекулы эволюционируют только в результате спонтанных мутаций и количество этих мутаций может служить критерием эволюционного расстояния между организмами.

Из трёх типов рРНК 16S и 18S удобнее всего анализировать, к настоящему времени изучена последовательность нуклеотидов в 16S и 18S рРНК для 400 видов из разных царств живой природы. На основании полученных данных выделено три группы эволюционно сходных организмов, получивших высший ранг доменов. Это:

Исследования родства среди эубактерий показали наличие 10 эволюционных ветвей, причём в 5 из них обнаружены фотосинтезирующие организмы. То есть последние гораздо более родственны нефотосинтезирующим бактериям, чем друг другу. Эти открытия заставляют по-новому смотреть на эволюцию одноклеточных организмов и возникновение фотосинтеза.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики