ФЭНДОМ

Яшин Даниил Александрович (24 декабря 1929, Старые Какси — 29 ноября 1988) — удмуртский поэт, литературовед, фольклорист, кандидат филологических наук, доцент.

Биография Править

В семилетнем возрасте потерял отца, в Великой Отечественной войне погибли все его братья (четверо), мать ослепла. Окончил старокаксинскую школу.

1948 год — окончил Можгинское педучилище, и в этом же году было напечатано его первое стихотворение «Вало возь».

1952 год — окончил факультет языка и литературы Удмуртского пединститута и в этом же году начинает работать в Глазовский пединституте им. В. Г. Короленко преподавателем удмуртской литературы, русского и удмуртского фольклора.

1959 год — сотрудник Удмуртского пединститута (позднее переименован в Удмуртский госуниверситет).

1962—1965 гг. — учёба в аспирантуре: в 1967 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Удмуртская народная сказка». Защита происходила в городе Тарту в Тартуском университете.[1]

1965—1988 гг. — сотрудник Удмуртского госуниверситета: читал курс удмуртского фольклора и литературы.

Являлся участником международных конгрессов финно-угроведов в Таллине (1970), Турку (1980), Сыктывкаре (1985).

Автор 11 поэтических сборников и многих научных публикаций — в основном, исследований по удмуртскому фольклору.

Стихи поэта переводились на русский (и другие языки народов СССР), а также на венгерский, монгольский, испанский.

В 1992 году (посмертно) становится лауреатом премии Кузебая Герда.

Библиография Править

I. Источник информации — РНБ|Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725—1998) Править

  1. Удмуртская народная сказка / Ижевск, «Удмуртия», 1965. — 135 с. — 1000 экз.[2]
  2. Ожидание. Стихи. Авториз. пер. с удм. Л. Шкавро и О. Поскребышева / Ижевск, «Удмуртия», 1968. — 76 с. — 5000 экз.[3]
  3. Образ В. И. Ленина в удмуртской литературе / Ижевск, «Удмуртия», 1969. — 27 с. — 3000 экз.[4]
  4. Весеннее разноцветье. Стихи. Пер. с удм. [Предисл. канд. филолог. наук З. Богомоловой] / Ижевск, «Удмуртия», 1975. — 86 с. — 5000 экз.[5]
  5. Поэт, учёный, педагог. Ст. воспоминания о Д. А. Яшине / [Составитель Р. И. Яшина], Ижевск: Удмуртия, 1993. — 238 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7659-0469-6.[6]

I I. Источник информации — электронный каталог РНБ Править

Произведения, изданные на удмуртском языке:

  1. Ин ворекъян : кылбуръёс / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмуртия, 1972. — 94 с.
  2. Быгати|сь киос : пиналъёслы кылбуръёс / Даниил Яшин; сур. В. Веретенниковлэн. — Устинов : Удмуртия, 1986. — 21 с.
  3. Коммунизме сюрес возьматыса : В. И. Ленин удмурт литератураын но фольклорын / Д. А. Яшин. — Ижевск : Удмуртия, 1970. — 51 с.
  4. Кылёз пытьы : кылбуръёс, поэма / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмуртия, 1990. — 78 с.
  5. Лопшо Педунь серекья : калык выжыкыльёс но мадиськоньёс / [сост. Д. А. Яшин; худож. Р. К. Тагиров]. — Ижевск : Удмуртия, 1968. — 28 с.
  6. Афанасий Лужанин : улэмез но творчествоез сярысь / [сост. Д. А. Яшин]. — Ижевск : Удмуртия, 1973. — 38 с. — (Удмурт писательес).
  7. Михаил Лямин : улэмез но творчествоез сярысь / [сост. Д. А. Яшин]. — Ижевск : Удмуртия, 1971. — 4 с. — (Удмурт писательес).
  8. Д. А. Майоровлэн улэмез но творчествоез / [сост. Д. А. Яшин]. — Ижевск : Удмуртия, 1969. — 28 с.
  9. Мынам сюлмаськонэ : кылбуръёс / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмуртия, 1980. — 191 с.
  10. Ортчмсьтэм егит дыр : кылбурьёс / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмурт. кн. изд-во, 1959. — 64 с.
  11. Удмурт литература : учебник-хрестоматия 8 кл. / дасяз Д. А. Яшин. — 4-ти| изд. — Ижевск : Удмуртия, 1982. — 231 с.
  12. Удмурт фольклор : дышетисьёслы пособие / Д. А. Яшин. — 2-ти| изд., туп., выльдэмын. — Устинов : Удмуртия, 1987. — 152 с.
  13. Удмурт фольклор : дышети|сьёслы методической пособие / Д. А. Яшин ; Дышети|сьёслэсь тодонлыксэс жутонъя ин-т. — Ижевск : Удмурт. кн. изд-во, 1962. — 87 с.
  14. Чырты весь / Даниил Яшин; [худож. М. Шаклеин. — Ижевск : Удмуртия, 1964]. — 13 с.
  15. Ыркыт тол : кылбурьёс / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмуртия, 1964. — 73 с.
  16. Эшъёс ке вань... : кылбурьёс / Даниил Яшин. — Ижевск : Удмурт. кн. изд-во, 1963. — 64 с.

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики