ФЭНДОМ

Файл:Jadwiga d'Anjou.jpg

Эту Ядвигу не следует путать со Св. Ядвигой Силезской, или Андечской (1174-1243)

Ядви́га (польск. Jadwiga; 137117 июля 1399) — королева Польши1384), дочь короля Венгрии и Польши Людовика I Анжуйского.

Отец Ядвиги строил обширные династические планы. Имея трех дочерей, он желал путем браков приобрести для каждой из них корону могущественного государства. С этой целью он обручил свою младшую дочь Ядвигу, когда ей было только шесть лет, с австрийским эрцгерцогом Вильгельмом, надеясь соединить таким образом австрийские владения с Венгрией. Смерть старшей дочери, Екатерины, заставила Людовика изменить свои планы. Договором в Кошицах (1373) польские вельможи обязались признать Екатерину своей королевой, но после ее смерти согласились, на съезде в Альтсоле (23 июля 1382 г.), передать польскую корону ее сестре Марии и будущему супругу последней Сигизмунду Люксембургскому, бранденбургскому маркграфу; тогда Польша и Бранденбургское маркграфство составили бы одно государство. Однако и этот план не осуществился. После кончины Людовика (1382) польские вельможи и шляхта, на съездах в Радомске и Вислице, постановили признать наследницей польского престола ту венгерскую принцессу, которая будет жить постоянно в Польше, и составили для защиты этого постановления конфедерацию. Это постановление направлено было против Марии, так как она была провозглашена венгерской королевой. В Польше началась борьба политических партий, доходившая до открытого междоусобия. Партия сторонников Ядвиги взяла верх; она прибыла в Краков, где была совершена ее коронация (15 ноября 1384 г.). За Ядвигой приехал ее жених эрцгерцог Вильгельм, с намерением повенчаться с ней; но в это время политика магнатов, правивших Польшей, изменилась, так как представилась возможность заключить весьма выгодный союз с Литвой. Они решили выдать Ядвигу замуж за литовского князя Ягайло. Ядвига, горячо любившая своего жениха, сначала противилась этим планам, однажды даже, по преданию, хотела с топором в руках разбить ворота краковского замка, чтобы отправиться на свидание с женихом. Все усилия влюбленных остались, однако, тщетными. Краковский епископ Петр Выш убедил королеву в величии предстоящей ей миссии: сделавшись женой литовского князя, она обратит целый языческий народ в христианство. Она пожертвовала своими личными чувствами ради религиозно-политической цели. 15 февраля 1386 г. состоялся брак ее с Ягайло. С этих пор жизнь ее обратилась в подвиг благочестия и самопожертвования. Родив в 1399 г. дочь, которая через месяц умерла, Ядвига вслед за тем и сама сошла в могилу.

Ядвига была известна своей добротой, учёностью и благочестием. Она охотно помогала бедным и незадолго до смерти продала все свои драгоценности, чтобы преобразовать и расширить Краковский университет; поэтому она была похоронена с простым деревянным шаром и деревянным жезлом вместо скипетра и державы (они были найдены в ее гробнице при эксгумации и ныне демонстрируются рядом с ней в соборе в Вавеле). Имя ее едва ли не при жизни стало обрастать в народе легендами: рассказывали например, что однажды, когда она всю ночь напролет молилась перед деревянным распятием в соборе в Вавеле, Христос с этого распятия заговорил с ней (это распятие показывают до сих пор, как реликвию). Однако Католическая церковь только в 1986 г. объявила ее блаженной, а в 1997 г. папа Иоанн Павел II провозгласил её святой.

При написании статьи использован материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона"

bs:Jadviga

cs:Hedvika z Anjou de:Hedwig I. (Polen) en:Jadwiga of Poland es:Eduviges I de Polonia fr:Hedwige Ire de Pologne hu:Hedvig lengyel királynő it:Edvige di Polonia ja:ヤドヴィガ (ポーランド女王) lt:Jadvyga lv:Jadviga nl:Hedwig van Polen pl:Jadwiga Andegaweńska sk:Hedviga I. sr:Јадвига Пољска sv:Hedvig av Polen uk:Ядвіґа

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики