ФЭНДОМ

Файл:MemorialToJuriDolgoruky.jpeg

Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (др.-рус. Гюрьге, Дюрьге; 90-е гг. XI в.15 мая 1157, Киев), князь суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Считается основателем Москвы.

До смерти отца (1125), Юрий управлял Владимиро-Суздальским княжеством. В 1125 перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. После 1132 г. пытался захватить южнорусские земли, включая Переяславль и Киев (за что получил прозвище Долгорукого). Построил ряд крепостей, в том числе Дубну, Константин (впоследствии г. Кснятин, с. Скнятино, затоплено Угличским вдхр. в 1939 г.), Переславль-Залесский и др.

В годы его правления впервые в летописях упомянута Москва (1147), где Юрий угощал своего союзника, черниговского князя Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве). В 1156 г. Юрий, согласно летописи, укрепил Москву рвом и деревянными стенами (так как в это время князь находился в Киеве, по-видимому, реальное наблюдение за работами вёл его сын, Андрей Боголюбский). В 1154 Юрий Долгорукий основал город Дмитров, названный так в честь родившегося в этом году самого младшего сына, Всеволода Большое Гнездо, в крещении Дмитрия.

В 1149 году Юрий Долгорукий разбил войска Изяслава Киевского и овладел Киевом, но в 1151 вынужден был вернуться в Суздаль.

В 1155 Юрий Долгорукий наконец захватил Киев. В 1157 был, по-видимому, отравлен киевскими боярами. Его личность была крайне непопулярной среди киевлян, и сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен, а прах Юрия погребён вне Киева, в монастыре в Берестове.

В 1954 на Советской площади (ныне Тверской) в Москве был установлен памятник Юрию Долгорукому скульпторов А. П. Антропова, Н. Л. Штамма и С. М. Орлова. Изображение князя также вычеканено на медали «В память 800-летия Москвы».

Наследники Править

Предшественник:
Князь суздальский
11251155
Преемник:
Андрей Боголюбский
Предшественник:
Изяслав II Мстиславич
Великий князь киевский
11491151
Преемник:
Изяслав II Мстиславич
Предшественник:
Ростислав Мстиславич
Великий князь киевский
11551157
Преемник:
Изяслав III Давыдович
bg:Юрий

cs:Jurij Dolgorukij da:Jurij Dolgorukij de:Juri Dolgoruki en:Yuri Dolgoruki fi:Juri Dolgoruki fr:Iouri Dolgorouki it:Jurij Dolgorukij di Kiev ja:ユーリー・ドルゴルーキー pl:Jerzy Dołgoruki sk:Juraj Dlhoruký uk:Юрій Долгорукий zh:尤里·多尔戈鲁基