ФЭНДОМ

Юмористическая фантастика — разновидность фантастической литературы (включая фэнтези), использующая юмористическую форму. Традиция соединения фантастического и комического зародилась в античности («Метаморфозы, или Золотой Осёл» Апулея)[1].

Юмористическая фантастика Править

Роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера» сыграл принципиальную роль в рождении смехового варианта НФ романа[1]. Г. Уэллс разрабатывал сатирическую линию в научной фантастике. В сатирико-юмористической НФ человеческий образ нередко переносится на образ инопланетного существа. Велико влияние Г. Уэллса на традицию сатирической антиутопии. Фантастика является сильным средством для обличительной сатиры, поэтому фантастическая сатира так обширна и разнообразна.

Жанр в России Править

В России всегда были крепки позиции сатирической фантастики, высмеивающей общественные пороки сквозь призму невероятного (Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин, Булгаков)[2]. С 70-х годов XX века в серии «ЗФ» издательства «Мир» начали публиковать переводные произведения юмористической фантастики Шекли, Гаррисона и некоторых других[3]. Среди представителей советской юмористической фантастики: «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Чудеса в Гусляре» Кира Булычёва, «Тревожных симптомов нет» Ильи Варшавского, «Скромный гений» Вадима Шефнера, «Внимание: ахи!» Владлена Бахнова[3]. Значительную роль в количественном развитии юмористической фантастики в России сыграл Андрей Белянин (романы «Меч Без Имени», «Моя жена — ведьма», «Тайный сыск царя Гороха»)[2]. В России направление юмористическое фэнтези начало бурно развиваться в количественном плане после кризиса 1998 года: каждый месяц появлялось по 6-7 новых авторов[4]. При большом количестве авторов и книг русской юмористической фантастики её качество находится на низком уровне[3][5], качественными книгами могут похвастаться только Ольга Громыко, Михаил Бабкин, Владимир Свержин, Хольм Ван Зайчик[2]. В качественном плане отечественная юмористическая фантастика пришла в упадок по объективным и субъективным причинам[3]. Снизилось качество произведений даже таких признанных авторов юмористической фантастики, как Борис Штерн, Евгений Лукин, Лео Каганов, Вячеслав Рыбаков, Олег Дивов и Михаил Успенский[3]. В количественном плане ведущую роль в отечественной юмористической фантастике занимает Дмитрий Емец и Андрей Белянин[3]. В серии «Юмористическая фантастика» («ЭКСМО») упор делается на переизданиях: цикл А. Лютого «Рабин Гут», роман А. Миронова «Древнерусская игра», А. Уланова «Раз герой, два герой» и С. Костина «Легион безголовый»[5]. В аналогичной серии «Альфа-книги» главный автор — А. Белянин. Также в этом издательстве публикуются О. Громыко «Ведьмины байки», В. Леженда «Разборки олимпийского уровня», А. Зубко «Волхв — самозванец»[5].

Ироническая фэнтези Править

Комической разновидностью современной фантастики является ироническое фэнтези. Основой для иронической фэнтези Восточной Европы стали произведения Терри Прачетта, но в этой разновидности фэнтези российские писатели сразу перешли к славянскому языческому прошлому. Основу отечественной иронической фэнтези заложил Михаил Успенский: романы «Там, где нас нет» (1995 год), «Во время Оно» и «Кого за смертью посылать». Другие примеры иронического фэнтези: «Катали мы ваше Солнце» (1997 год) Е. Лукина, «Чёрная стена» Л. Кудрявцева (сочетание иронии и абсурда). В ироническом фэнтези возможно рассмотрение серьезных проблематик. Примером использования в рамках иронического фэнтези сатиры, гротеска и социального критицизма является антиутопия «Кысь» (2000 год) Т. Н. Толстой. С увеличением популярности иронической фэнтези на смену интересным идеям пришло много низкокачественных произведений-подделок конвейерного типа, наполненных штампами и увязших в легковесности.[6]

Примечания Править

Литература Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики