ФЭНДОМ

Ю́ба I (англ. Juba, умер 46 до н. э.) — царь Нумидии и Гетулии, сын Гиемпсал II и, быть может, внук умерщвленного Югуртой Гиемпсала I.

Будучи первоначально сторонником марианцев во время борьбы римлян с Югуртой, Гиемпсал II впоследствии заискивал перед оптиматами в том расчете, что пока держится республиканская партия, Нумидийскому царству будет обеспечена самостоятельность, и наоборот, с водворением в Риме монархии, Нумидия отойдет к римлянам. Той же политики придерживался и Юба.; он уже в 64 г. до н. э. столкнулся впервые с Цезарем в Риме, куда послал его отец с тем, чтобы охранить Нумидию от последствий аграрного закона, предложенного трибуном П. Сервилием Руллом, которого поддерживал Цезарь. Благодаря поддержке Помпея и речи Цицерона, а также нумидийскому золоту, закон не был принят, и опасность была устранена. В 62 г. Цезарь, будучи претором, заступился на суде за знатного нумидийца Масинту, которого обвинял Юба, и даже нанес последнему оскорбление действием. После этого Юба действовал как решительный противник Цезаря и по открытии междоусобной войны 49 г. держал сторону Помпея, а после смерти последнего — его партии. Когда сторонник Цезаря Курион высадился в Африке для борьбы с помпеянцами, Юба хитростью заманил его на опасную позицию близ Утики и разбил его войско, причем погиб и сам Курион. В 47 г., после высадки Цезаря в Африке, Юба потребовал себе главного начальствования в войне с диктатором — которое, однако, досталось зятю Помпея, Сципиону, — и обещал помогать римлянам только под тем условием, если ему будет уступлена часть римских владений в Африке. Он старался обеспечить за собой победу, оставляя Цезарю опустошенную и лишенную продовольствия страну; но население, раздраженное жестокостями Юба, переходило на сторону Цезаря, который к тому же запальчивости африканца противопоставлял обдуманную систему действий. При Руспине Цезарь подвергся нападению со стороны Лабиена и был вынужден укрепиться в городе, к которому вскоре подошёл с многочисленным войском и Юба; но как раз в это время Публий Ситтий, начальник вольных мавританских отрядов, объявил себя приверженцем Цезаря и вторгся в юго-западную часть Нумидии. Юба отступил, но в 46 г. снова соединился со Сципионом при Тапсе, где войско Цезаря одержало над помпеянцами полную победу. Ещё при начале войны Юба соорудил в столице Нумидии, Заме, костер, на котором решил, в случае поражения, сжечь себя со своими женами, детьми и сокровищами и от которого должен был бы сгореть и весь город; но когда после битвы при Тапсе он достиг Замы, горожане отказали ему в приеме, после чего он удалился с римлянином Петреем на одну из своих вилл, где и кончил жизнь самоубийством. Со смертью Юба Нумидия перестала существовать как самостоятельное царство и была обращена в римскую провинцию, первым наместником которой был историк Саллюстий. При Юбе, благодаря постоянным сношениям с Римом, Нумидия в значительной степени подчинилась влиянию греко-римской культуры, об усвоении которой заботились сами нумидийские цари.

de:Juba I.

en:Juba I of Numidia fr:Juba Ier de Numidie it:Giuba I nl:Juba I pl:Juba I sv:Juba I

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики