ФЭНДОМ

Виды электромагнитного излучения
Синхротронное
Циклотронное
Тормозное
Тепловое
Монохроматическое
Черенковское
Переходное
Радиоизлучение
Микроволновое
Терагерцевое
Инфракрасное
Видимое
Ультрафиолетовое
Рентгеновское
Гамма-излучение
Ионизирующее
Реликтовое
Магнито-дрейфовое
Двухфотонное
Вынужденное
Файл:Cherenkov.svg

Эффект Вавилова — Черенко́ва (излучение Вавилова — Черенкова) — свечение, вызываемое в прозрачной среде заряженной частицей, которая движется со скоростью, превышающей фазовую скорость распространения света в этой среде. Черенковское излучение широко используется в физике высоких энергий для регистрации релятивистских частиц и определения их скоростей.

История открытия Править

В 1934 году Павел Черенков проводил в лаборатории Сергея Вавилова исследования люминесценции жидкостей под воздействием гамма-излучения и обнаружил слабое голубое свечение, вызванное быстрыми электронами, выбитыми из атомов среды гамма-излучением. Позже выяснилось, что эти электроны двигались со скоростью выше скорости света в среде.

Уже первые эксперименты Черенкова, предпринятые по инициативе С. И. Вавилова, выявили ряд характерных особенностей излучения: свечение наблюдается у всех чистых прозрачных жидкостей, причем яркость мало зависит от их химического состава, излучение имеет поляризацию с преимущественной ориентацией электрического вектора вдоль направления первичного пучка, при этом в отличие от люминесценции не наблюдается ни температурного, ни примесного тушения. На основании этих данных Вавиловым было сделано основополагающее утверждение, что обнаруженное явление — не люминесценция жидкости, а свет излучают движущиеся в ней быстрые электроны.

Теоретическое объяснение явления было дано И. Таммом и И. Франком в 1937 году.

Механизм и геометрия излучения Править

Файл:Cherenkov effect.jpg
cs:Čerenkovovo záření

de:Tscherenkow-Licht en:Cherenkov radiation es:Radiación de Cherenkov fi:Tšerenkovin säteily fr:Effet Tcherenkov he:קרינת צ'רנקוב hu:Cserenkov-effektus it:Effetto Cherenkov ja:チェレンコフ放射 nl:Tsjerenkov-effect pl:Promieniowanie Czerenkowa pt:Efeito Tcherenkov sl:Pojav Čerenkova sr:Черенковљев ефекат zh:切侖可夫輻射

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики