Викия

Наука

Этнос

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Э́тнос (от греч. ἔθνος, «народ») — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Синонимы — народ, племя.[источник?]

Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Ещё древние греки пользовались словом «этнос», когда хотели обозначить другие народы, греками не являющиеся. В русском языке аналогом термина долгое время было понятие «народ». Однако в научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным эмигрантом С.М. Широкогоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других групп».[1] При таком понимании этноса учитывается общность культуры: этногенез, быт, традиции, язык.

На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов (например, в концепции Л.Н. Гумилева); во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и др.; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу. Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии. В этом смысле мы говорим: "романская культура", "мир ислама", "христианская культура".[1]

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов.

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства).

Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Сирией и Турцией. С другой стороны, албанцы, имеющие своё собственное государство, осуществляют безудержную экспансию на территории соседей-славян (Косово в Сербии, Черногория и Македония). Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии — расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Этнос в Пассионарной теории этногенеза Править

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым.

В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим таких же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов, и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Ссылки Править

Литература Править

  • Гумилёв, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.
  • Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай, 1923.

Примечания Править

  1. Широкогоров С.М. Этнос. Шанхай, 1923. С.13.
bg:Етническа група

bs:Etnička grupa cs:Etnikum cy:Grŵp ethnig da:Etnicitet de:Ethnie en:Ethnic group eo:Etno es:Etnia eu:Etnia fi:Etninen ryhmä fr:Ethnie gl:Etnia he:אתניות it:Etnia ja:民族 ko:민족 ms:Etnik nl:Etniciteit nn:Etnisitet no:Etnisitet pl:Grupa etniczna pt:Grupo étnico simple:Ethnic group sr:Етничка група sv:Etnicitet uk:Етнос zh:族群

Викия-сеть

Случайная вики