ФЭНДОМ

Энергия покоя  E , или массовая энергия покоя частицы — её энергия, когда она находится в состоянии покоя относительно данной инерционной системы отсчёта; может немедленно перейти в потенциальную (пассивную) и в кинетическую (активную) энергию, что определяется математической формулой эквивалентности массы и энергии следующим образом:

 \ E=m_0 c^2 ,

где  m_0 масса покоя частицы и  c скорость света в вакууме.

Эквивалентность массы и энергии выводится из специальной теории относительности (СТО): масса данного тела пропорциональна его кинетической энергии, то есть

 dm =\frac {dE_k} {c^2} ,

откуда следует, что энергия и масса эквивалентны. Поэтому, частица, которая остается в состоянии покоя относительно данной инерционной системы отсчёта, имеет определенное количество энергии, когда она имеет массу покоя. Подобно другим видам энергии, энергия покоя может быть преобразована к другим видам энергии в процессе ядерного деления.

КомментарииПравить

В релятивистской механике используются две формулы связи тела, массой m между его энергией E, скоростью v и импульсом:

(1) \ \frac {E^2}{c^2}=p^2 + m^2c^2
(2) \ \overrightarrow {p}= \frac {E\overrightarrow {v}}{c^2}.

Очевидно, что подстановка \overrightarrow {v}=0 в (2), дает \overrightarrow {p}=0, подставляя последний в (1) получаем выражение для энергии покоя E_0, равная:

(3) \ E_0=mc^2.

Такой результат необычен для ньютоновой механики. В самом деле, полная энергия тела, согласно ньютону, складывается из двух: потенциальной U, связанной с полем, и кинетический W, которая связана с движением тела. Понятно, что при отсутсвия поля (т.е. сил, действующих на тело), полная энергия тела равна кинетической. Теперь, если мы свяжем систему отсчета с телом, т.е. скорость последнего будет равна \overrightarrow {v}=0, то полная энергия будет равна нулю.

Совершенно иной результат получается из СТО. Почему же не удалось обнаружить энергию покоя еще до работ Эйнштейна? Дело в том, что эта энергия никак не проявляет себя в класических уравнениях движения.

Вышеупомянутый результат можно получить, раскладывая выражение для полной энергии

E= \frac{mc^2}{\sqrt{1-v^2/c^2}}

по степеням \frac{v}{c}:

E \simeq  mc^2+ \frac{mv^2}{2}

Видно, что первый член разложения и есть энергия покоя.

Из уравнения (3), также, следует связь между массой тела и энергией покоя. Можно сказать, что масса — это мера энергии покоя тела m=\frac{E_0}{c^2}, и, очевидно, не зависит от скорости.

См.также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики