ФЭНДОМ

Файл:Empedokles.jpeg

Эмпедокл из Агригента (греч. Έμπεδοκλης) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ и врач.

Был также политическим деятелем и поэтом. Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в г. Агригенте в Сицилии. О нем ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Он обладал всевозможными талантами и достоинствами. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Смерть его также окутана легендами. Рассказывают, что он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма Платона «Очищения» (дошло около ста стихов). Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определенных пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня. Источником движения, происходящего в природе, — не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь и Вражда. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Вражда» — свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Вражда находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделенными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Таким образом, концепция Эмпедокла сводится к следующей схеме. В мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами. Мировой процесс и состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны. В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, но которые в то время, когда жил Эмпедокл, не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения. Даже Аристотель в IV в. до н. э. считал это мнение ошибочным. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека. В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Он полагает, что подобное постигается подобным, поэтому органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается. Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит. Теория ощущений Эмпедокла оказала большое влияние на последующую древнегреческую мысль — Платона, Аристотеля, атомистов.

См. также Править

Философы / Античные философы / Досократики
Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский 

<span id="interwiki-hu-fa" />bg:Емпедокъл bn:এমপেডোক্লিস bs:Empedoklo ca:Empèdocles cs:Empedoklés da:Empedokles de:Empedokles el:Εμπεδοκλής en:Empedocles eo:Empedoklo es:Empédocles et:Empedokles eu:Empedokles fa:امپدوکل fi:Empedokles fr:Empédocle d'Agrigente gl:Empédocles he:אמפדוקלס hi:एंपेडोक्लीज़ hr:Empedoklo hu:Empedoklész id:Empedokles it:Empedocle ja:エンペドクレス la:Empedocles nl:Empedocles nn:Empedokles no:Empedokles pl:Empedokles pms:Empédocle pt:Empédocles ro:Empedocle scn:Empedocli sh:Empedokle sk:Empedokles sl:Empedoklej sv:Empedokles tr:Empedokles uk:Емпедокл ur:امپی دوکلیز zh:恩培多克勒

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики