ФЭНДОМ

В физике элементарных частиц электрослабое взаимодействие является общим описанием двух из четырех фундаментальных взаимодействий: слабого взаимодействия и электромагнитного взаимодействия. Хотя эти два взаимодействия очень различаются на обычных низких энергиях, в теории они представляются как два разных проявления одного взаимодействия. При энергиях, выше энергии объединения (порядка 102 ГэВ), они соединяются в единое электрослабое взаимодействие.

Теория электрослабого взаимодействияПравить

Теория электрослабого взаимодействия представляет собой созданную в конце 60-х годов 20-го века С. Вайнбергом, Ш. Глэшоу, А. Саламом единую (объединенную) теорию слабого и электромагнитного взаимодействий кварков и лептонов, осуществляемых посредством обмена четырьмя частицами — безмассовыми фотонами (электромагнитное взаимодействие) и тяжелыми промежуточными векторными бозонами (слабое взаимодействие).

Математически объединение осуществляется при помощи калибровочной группы SU(2) × U(1). Соответствующие калибровочные бозоны - фотон (электромагнитное взаимодействие) и W и Z бозоны (слабое взаимодействие). В Стандартной модели калибровочные бозоны слабого взаимодействия получают массу из-за спонтанного нарушения электрослабой симметрии от SU(2) × U(1)Y к U(1)em, вызванного механизмом Хиггса (см. также Хиггсовский бозон). Нижние индексы используются, чтобы показать, что существуют различные варианты U(1); генератор U(1)em дается выражением Q = Y/2 + I3, где Y - генератор U(1)Y (названный гиперзаряд), а I3 - один из генераторов SU(2) (компонент изоспина). Различие между электромагнетизмом и слабым взаимодействием появляется вследствие (нетривиальной) линейной комбинации Y и I3, которая исчезает для бозона Хиггса (это собственное состояние как Y, так и I3, так что можно взять коэффициенты −I3 и Y): U(1)em определяется как группа, генерируемая именно этой линейной комбинацией и не подвергается спонтанному нарушению симметрии, поскольку не взаимодействует с бозоном Хиггса.

За вклад в объединение слабого и электромагнитного взаимодействий элементарных частиц Шелдон Глэшоу, Стивен Вайнберг и Абдус Салам были награждены Нобелевской премией по физике в 1979 г. Существование электрослабых взаимодействий было экспериментально установлено в две стадии: сначала были открыты нейтральные токи в совместном эксперименте Гаргамелла по рассеиванию нейтрино в 1973 г., а затем совместные эксперименты UA1 и UA2 в 1983 г. доказали существование W и Z калибровочных бозонов при помощи протон-антипротонных столкновений на ускорителе SPS (Super Proton Synchrotron, Суперпротонный синхротрон).

См. такжеПравить

da:Elektrosvag kraft de:Elektroschwache Wechselwirkung en:Electroweak interaction es:Modelo electrodébil fr:Interaction électrofaible he:הכוח האלקטרו-חלש hu:Elektrogyenge kölcsönhatás it:Interazione elettrodebole ja:電弱相互作用 pl:Teoria oddziaływań elektrosłabych pt:Força eletrofraca sl:Elektrošibka interakcija sv:Elektrosvag växelverkan

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики