ФЭНДОМ

«Экстраверсия — интроверсия» — пара типологических признаков, двухполюсная шкала оценки психики личности. Различные психологи дают разные трактовки признаков экстраверсии — интроверсии. Общая точка соприкосновения в том, что экстраверты по природе более склонны к активным действиям, нежели интроверты.

Некоторые психологи выделяют ещё третий, промежуточный признак — амбиверсию.

Определение К. Г. Юнга Править

К. Г. Юнг определяет экстраверсию и интроверсию как принципиально различные способы психической адаптации.

Основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Юнг ставит направление движения либидо, или энергии. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир.

Экстраверты характеризуются следющими ключевыми признаками:

  1. непосредственная реакция на окружающую среду, «внешняя» психическая жизнь;
  2. интерес в внешним объектам, потребность во включении и присоединении.

Экстраверт полон внимания к окружающему миру, отзывчив, легко принимает внешние события, проявляет к ним непостредственный интерес, готов на них влиять и подвергаться влиянию. Реагирует быстро, часто сначала делает, потом думает, склонен рисковать, не подчиняется дурным опасениям или колебаниям. Подвижен, легко проспосабливается к изменениям. Обладает широким кругом общения, непринуждённо налаживает новые связи. Легко привязывается, и теряет свою привязанность. Секретов не держит, часто делится ими с друзьями. Терпит любую суматоху и шум, даже находя в этом свою прелесть. Любит проявлять, демонстрировать себя, прекрасный рассказчик. При этом зависим от общественного мнения, а свои взгляды зависят от внешних условий. Для экстраверта важен вопрос: «что думают об этом другие?» Критически оценивать свои мотивы не любит, прячет собственную личность от себя в бесознательном. Даже может игнорировать своё тело, пока с ним не случится что-то серьёзное, элементарные потребности удовлетворяет между делом.

Интроверты характеизуются следующими ключевыми признаками:

  1. рефлексия, связь с внутренней реальностью — впечатлениями, вызываемыми объектами;
  2. оборонительная позиция, склонность отдаляться от объектов.

Интроверт застенчив, недоверчив, трудно приспособляется к внешнему миру, держится в стороне от событий, пессимистичен. Необщителен, стремится к уединению, ограничивает круг общения наиболее близкими людьми. Испытывает неприязнь к обществу из большого количества людей, не проявляет энтузиазма от людской сплочённости. Проявляет склонность обесценивать людей и предметы, принижать их значение. Прежде, чем совершить действия, тщательно продумывает их, старается доказать, что все его действия основаны на собственных убеждениях. Работу делает посредством собственных ресурсов и по собственной инициативе, по своему. Психологические защитные средства включают в себя добросовестность, щепетильность, педантичность, бережливость, осторожность, недоверчивость, умеренность, совестливость, честность, прямоту, вежливость.

Определение Г. Ю. Айзенка Править

Г. Ю. Айзенк заимствовал понятия интроверсии и экстраверсии у Юнга, но рассмотрел их как комплекс скореллированых черт личности.

Типичный экстраверт — личность общительная, направленная на развитие контактов вовне, широкий круг знакомств. Добродушен, весел, беззаботен и оптимистичен. Для него типична импульсивность, вспыльчивость, действия под действием момента. предпочитает действовать, имеет склонность к аггрессивности. Оптимистичен, строгий контроль поступков не проявляет, склонен к риску.

Типичный интроверт — человек спокойный, застенчивый, склонный к самоанализу, даже замкнутый. сдержан, отдалён от всех, кроме близких людей. Серьёзно относится к принятию решений, склонен планировать и обдумывать действия заранее, а не отдаваться внезапным побуждениям. Любит порядок во всём, высоко ценит моральные нормы. Свои чувства контролирует, его сложно вывести из себя. Склонен к пессимизму.

В соционике Править

В соционике экстраверсия и интроверсия взяты также у К. Г. Юнга, как и прочие признаки. Но первично определяется он иначе, не через личные качества, а через особенности модели А (или модели Т). У экстравертов программая функция содержит один из аспектов тела, или «чёрных», «экстравертных» аспектов — интуиция возможностей, волевая сенсорика, этика эмоций или деловая логика, а остальные аспекты тела занимают ролевую, активационную, фоновую функции. Аспекты поля занимают отстальные функции. У интровертов, наоборот, программная, ролевая, активационная и фоновая функции заняты аспектами поля — это интуиция времени, сенсорика ощущений, этика отношений и структурная логика. На базе этих структурных определений и наблюдений строятся описания экстравертов и интровертов.

Экстраверт — тот, для кого в мире важны сами объекты. Он воспринимает окружающую действительность непосредтвенно. Стремится менять не сами объекты, а отношения между ними — перестраивать структуры, налаживать и рвать отношения с людьми. Точно также не любит менять себя, свои внутренние установки.

Интроверт — человек, первостепенную важность для которого имеют отношения между объектами и своё отношение к ним. Воспринимает действительность через собственные представления, сравнивая её со своим внутренним миром. Старается поменять объекты, не затронув связей между ними. Подстраивается под других людей или убеждает их измениться, чтобы сохранить отношения.

В отличие от других психологических представлений, соционика не приравнивает экстраверсию — интроверсию к общительности и активности, напротив, среди экстравертов обнаруживаются весьма замкнутые типы — ИЛЭ («Дон-Кихот»), и довольно общительные — СЭИ («Дюма»), ИЭИ («Есенин»).

См. также Править

Интернет Править