ФЭНДОМ

Экономи́ческая мысль Средневеко́вья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым[1].

Особенности Править

В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономики. Ничего принципиального нового церковь привнести не могла, а лишь установила идеи Аристотеля в нерушимый канон и боролась со всем новым и прогрессивным[1]. Но полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла, так как в Средневековье появились новые проблемы, которые не знала Античность. Их анализом занимались выдающиеся представители того времени. Крупнейшим является итальянский философ и теолог Фома Аквинский[2].

Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о естественности натурального хозяйства и делил богатство на натуральное (продукт натурального хозяйства) и искусственное (драгоценности). Осуждалось ростовщичество, но торговля считалась законным делом, предусмотренным провидением, а торговая прибыль не является порочной и может приносить пользу[2].

Вместе с Аристотелем Фома Аквинский считал виды труда неравнозначными, физический труд считался рабским. В отличие от раннего христианства Фома Аквинский считал частную собственность необходимостью в этом несовершенном мире[2].

В Позднем Средневековье возник ряд воззрений, в которых пропагандировались отношения, характерных для первых христианских общин[2][3].

Середина XIV века; происходит увеличение количества городов, развитие ремесленничества и торговли. В результате возник принцип двойственности оценок, призванный изменить смысл анализируемого явления на противоположный. Пример:

  1. Изначально богатством считалась совокупность материальных благ, созданное приложением труда, и осуждалось, если было создано другими способами («эквивалентный обмен»);
  2. В поздний период были доказаны плюсы неэквивалентного обмена.

См. также Править

История экономических учений

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Е. Н. Лобачёва, 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 438
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Е. Н. Лобачёва, 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 439
  3. Е. Н. Лобачёва, 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 440

Литература Править

  • Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М.: Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики