ФЭНДОМ

Шпинель — минерал кубической сингонии.

Образует прекрасные кристаллы (октаэдры, ромбические додекаэдры), которые редко бывают соединены в друзы, обыкновенно это одиночные вросшие или наросшие на породу кристаллы. Часто встречаются двойники, где двойниковой плоскостью является грань октаэдра. Размером кристаллы обыкновенно не велики, но иногда встречаются более фута длиной, весом около пуда (Южный Урал, Северная Америка).

Твердость по шкале Мооса — 8. Удельный вес 3,5-4,1. Очень редко шпинель водянопрозрачна, обыкновенно же кристаллы бывают окрашены в различные цвета: бурый, чёрный, розовый, красный, синий. Блеск стеклянный. Некоторые разновидности шпинели считаются драгоценными камнями, носящими в продаже очень разнообразные названия, смотря по цвету и прозрачности. По химическому составу — алюминат магнезии Mg(AlO 2)2, причем часть магния замещается часто железом или реже цинком, а часть алюминия — железом или реже хромом.

Среди очень разнообразных разновидностей шпинели различают:

a) Благородную шпинель — прозрачные кристаллы шпинели, окрашенные в красивые цвета (если густой красный — то называют рубиновая шпинель, если розовый — рубинбалэ). Главные месторождения благородной шпинели — острова Цейлон, Борнео, Индия. Вместе с рубином добывается на высокогорном месторождении Кугеляль (Памир, Таджикистан).
b) Обыкновенную шпинель, плеонаст или цейлонит — шпинель, с большим содержанием железа, темно-бурого, чёрного или темно-зелёного цвета. Встречается часто, иногда в очень больших кристаллах. В России много плеонаста на Урале, в Шишимских и Назямских горах.
c) Хромовую шпинель — пикотит, чёрного цвета, часть алюминия замещена хромом.
d) Ганит — цинковая шпинель, где магний замещен железом и цинком.

Файл:Noia 64 apps ktip.png Актуальность
Данные приведены по состоянию на конец XIX века
(требуется перевод в современные единицы измерения)
.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики