ФЭНДОМ

Карл Андреевич Шильдер (17851854) — выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Ш. назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских саперов под Варну, Ш. заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Ш. составил свой план атаки и блестяще привел его в исполнение. С началом компании 1829 г. Ш. под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 г. Ш., назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шилинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Ш. значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Ш. в семидесятых годах XIX в. мог только узнать о ней кое-что со слов Н. П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Замечательна также деятельность Ш. как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Ш., заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Ш. новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 18531854 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Ш. вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Ш. был ранен осколком гранаты в ногу, и умер в Калараше, не вынеся операции. Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Ш. меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости".

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Ш. был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса".

Литература Править

Ср. Мазюкевич, "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш." (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики