ФЭНДОМ

Messier13

Рис. 1. Шаровое скопление M13 в созвездии Геркулеса. Содержит несколько тысяч звёзд.

Шарово́е скопле́ние (шарово́е звёздное скопле́ние) - звёздное скопление, отличающееся от рассеянного скопления бо́льшим количеством звёзд и чётко очерченной симметричной формой с увеличением концентрации звёзд к центру скопления.

Пространственные концентрации звёзд в центральных областях шаровых скоплений ~ 103-104 пк-3 (в окрестностях Солнца пространственная концентрация звёзд составляет ~ 0,13 пк-3), количество звёзд ~104-106. Диаметры шаровых скоплений составляют 20-60 пк, массы - 104-106 солнечных.

Шаровые скопления нашей Галактики Править

M3 color magnitude diagram

Рис. 2. Диаграмма цвет-звёздная величина шарового звёздного скопления M3.

Шаровые скопления являются коллективными членами нашей Галактики и входят в её сферическую подсистему: они обращаются вокруг центра масс Галактики по сильно вытянутым орбитам со скоростями \approx200 км/с и периодом обращения 108-109 лет. Возраст шаровых скоплений нашей Галактики приближается к её возрасту, что подтверждается их диаграммами Герцшпрунга-Рассела, содержащих характерный обрыв главной последовательности с голубой стороны, указывающий на превращение массивных звёзд - членов скопления в красных гигантов (см. Рис.2).

В отличие от рассеянных скоплений и звёздных ассоциаций, межзвёздная среда шаровых скоплений содержат мало газа: этот факт объясняется, с одной стороны низкой параболической скоростью, составляющей \approx10-30 км/с и, с другой стороны, их большим возрастом; дополнительным фактором, судя по всему, является и периодическое прохождение в ходе обращения вокруг центра нашей Галактики через её плоскость, в которой концентрируются газовые облака, что способствует «выметанию» собственного газа при таких прохождениях.

Шаровые скопления в других галактиках Править

В других галактиках (например, Магеллановых облаках), наблюдаются и относительно молодые шаровые скопления.

См. такжеПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики