ФЭНДОМ

Шакай улу Хаджи-Мухаммад Баба
Ошибка скрипта
Имя при рождении:

Боташев Хаджи-Мухаммад Шакаевич

Род деятельности:

Ошибка скрипта

Дата рождения:

Ошибка скрипта

Место рождения:

Ошибка скрипта

Страна:

Ошибка скрипта

Дата смерти:

Ошибка скрипта

Место смерти:

Ошибка скрипта

Автограф:

Ошибка скрипта

Сайт:

Ошибка скрипта

Ошибка скрипта
Wikisource-logo [[Ошибка скрипта|Произведения]] в Викитеке

Камил-муршид Шакай улу Хаджи-Мухаммад Баба (при рождении Хаджи Боташев; примерно 1895 год, Хурзук, Карачай (проживал в разные годы в Зурум-Тёбе (после раскулачивания отца), г. Кисловодск ул.Новая №3 — выслан в ссылку 1936 году) — наставник тариката Накшбандия, основатель ее ветви: тариката Шакай улу Хаджи. Признанный авторитет суфизма в Карачае и Балкарии и в Дагестане (через мюрида Хаджи-Мурата)

Семья и ранние годы Править

Родился в очень богатом роде узденей Боташевых. Отец Шакая сын праведника Ахмата Мусса улу (от второй жены из рода Каракотовых) был искусным охотником,имел двух жен из рода Джатдоевых и Эркеновых, многочисленными братьями (Халин, Алий, Улакъ, Найыб-Хаджи, Шогъай, Мурат) занимался скотоводством, коневодством, пчеловодством после раскулачивания. Шакай не хотел отпускать от себя единственного сына, но Хаджи-Мухаммад выбрал путь праведника Ахмата Мусса улу, путь дервишей суфиев ордена Накшбандия. Как было предсказано шейхом Абдул-Лахом Бухари. Старший дядя Халин сказал, что он не хочет жить в Московии и уехал с мухаджирами в Османскую империю. После прибытия в Османскую империю умерла его жена и он женился во второй раз, от него осталось многочисленное потомство в Турции. Алий стал болеть ревматизмом-по этому его прозвали Тёммек-Алий, из-за чего ему позволили жить в доме легендарного Хана-Боташа. Мекка известный правнук Алия, прошедший всю войну, пленивший Власовцев. Про Улака (улакъ досл.на карачаевском козленок) рассказывают удивительную историю. Однажды праведник Ахмат сын Муссы Хаджай улу был в молитве,прибежала невестка и стала кричать улакъны бёрю алды-досл.козленка утащил волк-стоит ли из за одного козленка поднимать шум-сказал праведник Ахмат и продолжал свой намаз. Тут не выдержав вмешалась жена другого брата и пояснила (хотя это выходило из рамок приличия) джашынг Улакъны - Сына твоего Улака(а не козленка)! Тогда праведник Ахмат быстро догнал волка и отобрал сына, а когда у Улака родился сын его назвали Рабом Аллаха-Абдул-Лах. Абдул-Лах тоже достиг уровня муршида,был неразлучным братом и первым соратником камил-муршида Хаджи-Мухаммад-Баба.

Дядя Найыб-Хаджи был праведным человеком, умер возвращаясь с хаджа говорят он похоронен в Медине кладбище Бакъый, но по другой версии корабль на котором возвращался Найыб-Хаджи сын праведника Ахмата Мусса улу остановился по середине моря, "Здесь мой удел" - сказал Найыб-Хаджи и быстро скрылся волнах,после этого корабль поплыл дальше.

Про дядю Шогъая мало что известно,он умер не женатым. Дядя Мурат учился вместе с Боташевым Наны-афенди (с отцом Тамаш-афенди),был молодым талантливым алимом, но рано ушел из жизни.

Религиозное образование камил-муршид Хаджи-Мухаммад-Баба получил в известном медресе в селении Кёнделен,был связан с суфиями Османской Империи.

Исчезновение камил- муршида Шакай улу Хаджи-Мухаммад-Баба Править

Шейх Шакай улу Хаджи-Мухаммад-Баба неоднократно арестовывался советской властью за распространение ислама и религиозную деятельность.Первый раз арестован 30.05.1930 года постановлением тройки при ПП ОГПУ ССК и ДССР,по статьям 58-11 и58-2 УК РСФСР подвергнут заключению в коммунистический концлагерь сроком на три года.Второй раз приговором Северо-Кавказского край суда по спец коллегии от 4-8.12.1935 года по ст.ст.58-2 и 58-10 УК РСФСР к ВМН-расстрелу с конфискацией имущества.Определением спец коллегии Верховного Суда РСФСР от 08.01.36 г приговор изменен. Действия квалифицированы по ст 58-10 УК РСФСР.Наказание определено 7 лет лишения свободы,без конфискацией имущества.Последние письма от него получали из Магаданской области.После этой даты о нем ничего не известно. Но по мнению его мюридов камил-муршид Шакай улу Хаджи-Мухаммад-Баба, лишь укрылся и должен вернуться. Его ученики не считают что он умер и ждут его появления, поддерживая с ним духовную связь.

Тарикат камил-муршида Шакай улу Хаджи-Мухаммада-Баба Править

Основанным им тарикат стал одним из главных суфийских орденов Карачая. Ветвью тариката Накшбандия. Также Ожай-Хаджи Биджиев является мюридом камил-муршида Шакай улу Хаджи-Мухаммада-Баба получивший изн. После исчезновения шейха Шакай улу Хаджи-Мухаммада-Баба в 1936 году, тарикат продолжил свое развитие даже в условиях СССР. К 57-77 годам в ордене прибывало членов. Большинство алимов и иманов в Карачае были мюридами, кроме дефтер афенди (муллы-тетрадники). Известные его ученики суфийские поэты как Каппушев Яхия (Ахия-апенди), Семенов Исмайыл (Джырчы Смайыл). Орден существует и сейчас иногда собираясь для совершения обрядов зикра и других практик суфизма.

Одно из основных требование тариката (после норм шарията) камил-муршида Шакай улу Хаджи-Мухаммада-Баба: Любите друг-друга как мать любит близнецов (не обделяя одного из них перед другим). Любите друг друга и Всевышний Аллах полюбит вас, навещайте - вспоминайте друг-друга и Всевышний Аллах вспомнит-навестит вас,не отворачивайтесь - не бросайте друг-друга и Всевышний Аллах не отвернется - не бросит вас,если кто-то беден из ваших братьев мюридов не давайте ему милостыню, закят как бедному, постоянно унижая его этим, а лучше сброситесь все понемногу и он станет одним из вас.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики