ФЭНДОМ

Челябинск
Герб города
Файл:Coat of Arms of Chelyabinsk (2000).png
Флаг города
150px
Челябинск на карте России
Файл:TsjeljabinskLocatie2007-01.png
Регион: Челябинская область
Подчинение: областное
Основан: 1736
Город: 1787
Население, тыс. чел.: 1093,0 (2006)
Код ОКАТО: 75401
Телефонный код: (+7) 351
Мэр города: Михаил Юревич
Часовой пояс: Шаблон:MSK+2
Координаты: 55°09′ с. ш. 61°24′ в. д. / 55.150° с. ш. 61.400° в. д. / 55.150; 61.400 (G) (O)
На карте России: Яндекс.Карты
Карта города
Челябинск в энциклопедии «Мой город»

</div>

Челя́бинск — город в России, административный центр Челябинской области.

Население (2006) — 1,093 млн. человек в границах муниципального образования (9-е место в РФ), 1,330 млн. человек в агломерации (10-е).

Челябинск расположен на восточном склоне Уральских гор, на 210 км южнее Екатеринбурга. Высота над уровнем моря — ок. 200 м. Город стоит на реке Миасс, территорию города омывают Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Климат — континентальный. Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги; Транссибирская магистраль). Аэропорт «Баландино». Крупный центр металлургии, машиностроения и металлообработки, лёгкой и пищевой промышленности.

С юго-запада до севера Челябинск подковообразно укутывает Сосновский район. С восточной стороны к Челябинску примыкает город-спутник Копейск.

Часовой пояс Править

Map of Russia - Yekaterinburg time zone

Челябинск, как и вся Челябинская область, находится в часовом поясе Екатеринбургское время. Смещение относительно UTC составляет +5:00. Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +2 часа и обозначается в России как MSK+2.

История Править

Город был основан в 1736 году (13 сентября по н. с. — полковник А. И. Тевкелев заложил Челябинскую крепость). Происхождение топонима «Челябинск» точно не установлено, но явно восходит к тюркскому корню «челяби» («селяби»), т.е. "благородный". В переводе с турецкого имя Челяби означает "бог" или "божественный".

До конца XIX века Челябинск был небольшим городом. Жизнь города коренным образом изменилась с появлением в 1892 году железной дороги: через Челябинск прошла Транссибирская магистраль. Население города быстро росло, Челябинск стал транспортным узлом и важным торговым центром.

Следующий толчок развития произошёл благодаря индустриализации и Великой отечественной войне: в то время в городе было построено много заводов, кроме того, в Челябинск были эвакуированы заводы и институты из европейской части СССР.

Мэр Править

Административное устройство Править

Челябинск территориально разделён на 7 районов:

  • Калининский
  • Курчатовский
  • Ленинский
  • Металлургический
  • Советский
  • Тракторозаводский
  • Центральный

Почётные граждане Править

Транспорт Править

Челябинск является крупным транспортным узлом: город расположен на перекрёстке автомобильных и железных дорог, связывающих Сибирь с европейской частью России и Урал — с Казахстаном. В Челябинске находится управление Южно-Уральской железной дорогой.

Для авиационных перевозок используется аэропорт, который с 1994 года приобрёл статус международного.

Пригородный транспорт представлен автобусами, отправляющимися с Северного и Южного автовокзалов, и железнодорожным транспортом — в основном, электричками (на территории города находится свыше 20 пассажирских станций и платформ).

Развит внутригородской общественный транспорт: автобус, трамвай1932), троллейбус1942). С 1992 ведётся строительство Челябинского метрополитена, пуск первой очереди которого запланирован в 2010. В 2005 в систему городского транспорта вошёл городской поезд, курсирующий от вокзала до ст. Шагол, весной 2006 его рейсы были отменены, а с 15 декабря 2006 вместо двухвагонного поезда начал курсировать рельсовый автобус.

С мая по сентябрь функционирует (в первую очередь, как аттракцион) детская железная дорога.

Промышленность Править

Металлургическая Править

Машиностроительная Править

Лёгкая Править

Пищевая Править

Радиоэлектроника и измерительная техника Править

Прочее Править

Торговля и магазины Править

Учебные заведения Править

Высшие Править

Военные Править

Достопримечательности Править

Спорт Править

Достаточно сильно развита хоккейная школа. В городе существуют две известные хоккейные команды:

Футбольная команда Зенит

Гандбольный клуб Локомотив-Полёт

Здесь родились Править

Ссылки Править

Шаблон:Города Челябинской областиbg:Челябинск cs:Čeljabinsk cv:Челябинск de:Tscheljabinsk en:Chelyabinsk eo:Ĉelabinsk es:Cheliábinsk et:Tšeljabinsk fi:Tšeljabinsk fr:Tcheliabinsk he:צ'ליאבינסק hr:Čeljabinsk id:Chelyabinsk it:Čeljabinsk ja:チェリャビンスク ko:첼랴빈스크 lt:Čeliabinskas lv:Čeļabinska nl:Tsjeljabinsk nn:Tsjeljabinsk pl:Czelabińsk pt:Tcheliabinsk ro:Celiabinsk sr:Чељабинск sv:Tjeljabinsk tr:Çelyabinsk uk:Челябінськ zh:車里雅賓斯克