ФЭНДОМ

Файл:Citrin cut.jpg

Цитри́нминерал, полудрагоценный камень, разновидность горного хрусталя.
Название произошло от лат. citrus — лимонно-жёлтый.
Окраска от светло-лимонной до янтарно-медовой. Прозрачный.

Химические и физические свойства Править

Силикат кремния (SiO2), сингония тригональная. Часты двойники, образует достаточно крупные прозрачные и хорошо огранённые кристаллы и их друзы, зёрна и зернистые агрегаты. Как и все кварцы, обладает пьезоэлектрическими свойствами. Твёрдость 7; плотность 2,65 г/см³.

Окраска цитринов обусловлена присутствием примесей трёхвалентного железа, находящегося в структуре кварца в тетраэдрической позиции, или же связана с дефектами, возникающими при замене четырёхвалентного кремния на трёхвалентный алюминий с компенсацией валентности ионами лития и водорода.

Добыча Править

В природе цитрины встречаются довольно редко. Однако еще в средние века его получали искусственно путем обжига кристаллов аметиста. Их месторождения известны в Бразилии, на Мадагаскаре, в США, Испании, Франции, Шотландии, на Урале и Казахстане.

Файл:Br ogranka.jpg

Форма и огранка Править

Цитрин по классификации Е. Я. Киевленко относится к драгоценным камням IV класса. Форма огранки прозрачных разновидностей цитрина бриллиантовая или комбинированная; непрозрачных — плоская; моховиков — кабошоны.

Разновидности Править

Ювелиры часто называют золотисто-жёлтые цитрины «золотистым топазом», а буровато-жёлтые цитрины — «испанскими топазами». Это объясняется тем, что в огранённом виде окраска у цитрина и топаза одинаковая. Топаз отличается от цитрина твёрдостью (у топаза выше), более чётко выраженным плеохроизмом, большей плотностью и спайностью.

Лже-цитрины Править

Большая часть поступающих в продажу цитринов — это обработанные аметисты и дымчатые кварцы. Похожесть достигается прокаливанием аметиста при температуре 500° С, после чего он приобретает устойчивый жёлтый цвет. Некоторые разновидности дымчатого кварца приобретают жёлтый цвет при нагревании до 300—400° С. У всех термически обработанных камней окраска более густая, и заметен красноватый оттенок. Природные цитрины обычно бледно-жёлтые. Нагретые до определённой температуры цитрины не имеют плеохроизма, а кристаллы с природной окраской показывают слабый плеохроизм.

Из истории камня Править

В Смитсоновском университете хранится огранённый цитрин весом 2258 карат.

В XIX — начале ХХ вв. из золота с цитрином изготавливали личные печати для запечатывания деловых бумаг и личных писем.

Зодиакальные свойства Править

Information
В этой статье могут содержаться сведения, утверждения и гипотезы, выходящие за пределы стандартных теоретических моделей, принятых в господствующей научной тенденции.

В астрологии цитрин — камень измены и лживости, в этом он обеспечивает своему владельцу успех, в остальном же действует как облагороженный дымчатый кварц. Однако всегда есть опасность приобрести вместо цитрина искусственно обесцвеченный мрачный морион.

Кроме того, цитрин — камень 6-го Лунного дня.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики