ФЭНДОМ

Файл:Cisterscoa.png

Цистерциа́нцы — монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена.

Название цистерцианцы происходит от монастыря Cistercium, основанного в 1098 св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux, французский департамент Кот д'Ор). Роберт был отпрыском знатного шампанского рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Солемского монастыря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию папы, пришлось вернуться в Солемский монастырь.

Его преемником по должности аббата Цистерцианского монастыря был Альберих, при котором папа Пасхалий II взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил «Instituta monachorum Cisterciensium», в основу которых лёг бенедиктинский устав. Сначала строгость правил цистерцианцев служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард Клервоский с 30 товарищами (1112), число цистерцианцев стало быстро расти. В 1200 ордену принадлежало около 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Поэтому Бернарда называют вторым основателем ордена и вместо цистерцианцы иногда употребляют название бернардинцы.

В 1119 папа Иннокентий III утвердил «Charta libertatis», которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Cistercium; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Клервоского (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и Моримонского (с 1115) — составлял коллекцию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нём участие, аббаты более отдаленных — через более продолжительные промежутки времени. В середине XII века начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 среди цистерцианцев образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него.

В эпоху своего процветания цистерцианцы среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама — в Испании, фельянтинцы и трапписты — во Франции. В XVIII веке начались правительственные меры против цистерцианцев: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции — национальное собрание в 1790.

Цистерцианцы носят в монастыре белое одеяние с чёрным наплечником, чёрный капюшон и чёрный шерстяной пояс; на улице ходит в сером одеянии вследствие чего известны в народе под именем «серых братьев». К тому же ордену принадлежали и женские цистерцианские монастыри. Первый из них по времени основал Стефан Гардинг в 1120. Самый известный — Пор-Рояль.

Литература Править

. "Essais de 1'histoire de 1'ordre de Citeaux" (1696, 9 т.); "Traite historique du chapitre general de 1'ordre de Citeaux" (1737); "Histoire des ordres monastiques" (т. V, стр. 344 и сл.); Winter, "Die Cistercienser des nord-ostl. Deutschlands" (Гота, 1868-71); Janauschek, "Origines, Cristerciensium" (т. I, В., 1877); Brunner, "Ein Cistercienserbuch" (Вюрцбург, 1882); "Studien und Mitteilungen aus dem Benediktiner und Cistercienser Orden" (1883); "Cistercienser-Chronik" (1889).

be:Цыстэрцыяны

ca:Orde del Císter cs:Cisterciácký řád da:Cistercienserordenen de:Zisterzienser en:Cistercians eo:Cistercianoj es:Orden del Císter et:Tsistertslaste ordu fa:سیسترسی‌ها fi:Sistersiläiset fr:Ordre cistercien fy:Bernardinen he:נזירים ציסטרסיאניים hr:Cisterciti hu:Ciszterciek it:Ordine dei Cistercensi ja:シトー会 la:Ordo Cisterciensis lb:Zisterzienser nl:Cisterciënzers no:Cistercienserordenen pl:Cystersi pt:Ordem de Cister ro:Ordinul cistercian sl:Cistercijani sv:Cisterciensorden uk:Цистерціанці zh:熙笃会

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики