ФЭНДОМ

Файл:Zircon microscope.jpg

Цирконминерал подгруппы островных силикатов, силикат циркония ZrSiO4 содержит, как правило 1-4 % гафния, изоморфно замещающего цирконий в кристаллической решетке.

Свойства Править

Кристаллизуется в тетрагональной сингонии, образуя дипирамидальные и призматические кристаллы. Твердость по шкале Мооса — 7—8; плотность 4.680—4.710 г/см3. Цвет варьирует, в зависимости от содержания примесей: от коричневато-желтого до коричневого, сероватый, красный, розовый; иногда бесцветен. Блеск сильный алмазный. Спайность несовершенная по (100). Прозрачные кристаллы циркона ювелирного качества золотисто-жёлтого, красно-бурого, розового цвета называются гиацинтом.
Обычно радиоактивен, всегда содержит примеси редких (REE) и радиоактивных (U, Th) элементов.

Происхождение Править

Магматический, встречается в гранитах, сиенитах и др. породах, обычен в пегматитах. Почти во всех типах магматических горных пород присутствует в роли акцессорного минерала. В кристаллах с высоким содержание радиоактивных элементов частицы, образующиеся в результате их распада, разрушают структуру циркона, в результате чего он становится метамиктным. Химически устойчив, при выветривании вмещающих его пород концентрируется в россыпях.

Применение Править

Циркон является основноым минералом-источником циркония и гафния. Также из него извлекают различные редкие элементы и уран, которые в нем концентрируются.
Цирконовый концентрат используется при производстве огнеупоров.
Высокое содержание урана в цирконе делает его удобным минералом для определения возраста зерен минерала уран-свинцовым методом датирования.
Прозрачные кристаллы циркона используются в ювелирных украшениях (гиацинт).

<span id="interwiki-nl-fa" />bg:Циркон ca:Zircó de:Zirkon en:Zircon eo:Zirkono es:Zircón fi:Zirkoni fr:Zircon he:זירקון it:Zircone ja:ジルコン lt:Cirkonas nl:Zirkoon (mineraal) no:Zirkon pl:Cyrkon (minerał) pt:Zircão sk:Zirkón sv:Zirkon uk:Циркон zh:鋯石

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики