ФЭНДОМ

Файл:Cepheid.png
Файл:HRDiagram-Puls.png

Цефеи́ды — класс пульсирующих переменных звёзд с довольно точной зависимостью период—светимость, названный в честь звезды δ Цефея. Одной из наиболее известных цефеид является Полярная звезда.

Природа переменности цефеид Править

Цефеиды представляют собой жёлтые яркие гиганты или сверхгиганты спектральных классов F и G, блеск которых изменяется с амплитудой в 0,5 до 2,0m и периодом 1—200 суток. Они в 103—105 раз ярче Солнца. Причинной переменности является пульсация внешних слоёв цефеид, что приводит к периодическим изменениям радиуса и температуры их фотосфер. В цикле пульсации звезда становится то больше и холоднее, то меньше и горячее. Наибольшая светимость достигается при наименьшем диаметре.

Зависимость светимости от периода классических цефеид выражается формулой M_v = -2,81 \log(P) - 1,43, где M_v — средняя абсолютная звёздная величина в жёлтых лучах, P — период в сутках (Feast & Catchpole, 1997, калибровка по тригонометрическому параллаксу). Существование этой зависимости объясняется тем, что для для цефеид, как и для любых звёзд одного класса, существует зависимость масса-светимость (они ярче примерно на 1m звёзд главной последовательности такой же массы), то есть цефеиды большей массы имеют большую светимость и больший период.

Типы цефеид Править

Различают два типа цефеид: классические цефеиды, принадлежащие к молодой плоской составляющей звёздного населения I Галактики и цефеиды типа W Девы, относящиеся к старой сферической составляющей населения II. Классические цефеиды встречаются, как правило, в рассеянных звёздных скоплениях — а цефеиды типа W Девы — в шаровых скоплениях, их светимость примерно в 4 раза (примерно на 1,5m) ниже, чем у классических цефеид.

Классические цефеиды являются проэволюционировавшими звёздами главной последовательности спектрального класса B с массами 3-12 солнечных (см. Рис. 2). Периоды классических цефеид зависят не только от их масс, но и от возраста — по мере эволюции цефеиды её период уменьшается: для возраста ~107 лет период составляет около 50 суток, а для возраста ~108 лет — порядка суток.

Благодаря зависимости период—светимость, цефеиды используются как эталоны светимости при определении расстояний. Эдвин Хаббл обнаружил несколько цефеид в галактике Андромеды и вычислил расстояние до них, тем самым впервые доказал существование объектов вне нашей Галактики.

Другой подобный тип пульсирующих переменных — звёзды типа RR Лиры.

Значимость Править

Для астрономов цефеиды являются своего рода маяками. Ориентируясь по их переменному блеску, астрономы выясняют расстояния до дальних галактик и определяют скорость расширения Вселенной.

Ссылки Править

bg:Цефеида ca:Cefeida de:Cepheiden en:Cepheid variable eo:Cefeido es:Estrella variable Cefeida fi:Kefeidi fr:Céphéide he:משתנה קפאידי hr:Cefeida hu:Cefeida io:Cepheid-varianti it:Variabile Cefeide ja:セファイド変光星 lt:Cefeidė nl:Cepheïde pl:Cefeida pt:Cefeida sk:Cefeida sl:Kefeidna spremenljivka sr:Цефеида - променљива звезда sv:Cepheidvariabel zh:造父变星

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики