ФЭНДОМ

Цеолиты — большая группа близких по составу и свойствам минералов, водные алюмосиликаты кальция и натрия из подкласса каркасных силикатов, со стеклянным или перламутровым блеском. Кристаллическая структура цеолитов образована тетраэдрическими группами SiO2 и ALO4, объединенными общими вершинами в трехмерный каркас, пронизанный полостями и каналами. В последних находятся молекулы воды и катионы металлов. Решетка из (Si,Al)O4 тетраэдров имеет весьма большие полости и каналы, молекулы Н20 с ней связаны слабо, поэтому цеолиты легко отдают свою кристаллизационную воду и обладают способностью к обратимому катионному обмену — без разрушения кристаллической решетки. Микроскопически (по габитусу) выделяют: волокнистые Ц. — натролит, мезолит, томсонит, сколецит, ломонтит, гоннардит, эдингтонит, морденит, эрионит, жисмондин, феррьерит и др.; листоватые Ц., (или пластинчатые) — стильбит, гейландит, брюстерит и др.; изометрические Ц. — шабазит, филлипсит, гармотом, фоязит, гмелинит, дакиардит и др. На основе кристаллической структуры цеолитов возможна дальнейшая их систематизация. Способны отдавать и вновь поглощать воду в зависимости от температуры и влажности. Другим важным свойством цеолитов является способность к ионному обмену, они способны селективно выделять и вновь впитывать различные вещества, а также обменивать катионы.

Происхождение Править

По происхождению цеолиты - гидротермальные, экзогенные, реже метаморфические минералы. Встречаются в миндалинах вулканических пород, в песчаниках, аркозах и граувакках; в трещинах и пустотах гнейсов и кристаллических сланцев. Месторождения незначительны по объёму но многочисленны и известны во всем мире.
Распространены довольно широко главным образом в низкотемпературных гидротермальных жилах, а также в миндалинах и трещинах эффузивных пород, где образуются как продукт поствулканических процессов.
Получаются искусственно.

Применение Править

В промышленности применяют исключительно искусственно синтезированные цеолиты (пермутиты), они находят широкое применение в водоочистительных приборах, как адсорбенты, ионообменники, молекулярные сита.

Наиболее распространённые представители группы цеолитов:

ca:Zeolita da:Zeolit de:Zeolithgruppe en:Zeolite eo:Zeolito es:Zeolita fi:Zeoliitti fr:Zéolite he:זאוליט id:Zeolit it:Zeolite ja:ゼオライト nl:Zeoliet nn:Zeolitt pl:Zeolit pt:Zeólito sv:Zeoliter zh:沸石

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики