ФЭНДОМ

Центра́льная Аз́ия — обширный, не имеющий выхода к морю регион Азии. Несмотря на некоторую неопределённость его границ, выделяются общие характеристики данного региона — в частности, Центральная Азия исторически всегда ассоциировалась с населяющими её просторы кочевыми народами и Великим шёлковым путём. Центральная Азия всегда выступала как место, где сходились люди, товары и идеи с разных концов Евразийского континентаЕвропы, Ближнего Востока, Южной и Восточной Азии.

Впервые выделил Центральную Азию в качестве отдельного региона мира географ Александр Гумбольдт (1843).

В общей истории Центральной Азии, подготовленной ЮНЕСКО, определение региона базируется на его климатических особенностях, и сам регион включает Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран, Афганистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны и пять бывших советских среднеазиатских республик.

Существует и другой метод определения границ Центральной Азии — исходя из этнического состава населения (за основу берутся районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами). Сюда входят Синьцзян, тюркоязычные регионы Южной Сибири, пять бывших советских среднеазиатских республик (хотя Таджикистан населён ираноязычными народами) и афганский Туркестан.

Центральная Азия и Средняя Азия Править

В российской географической науке существует также понятие Средней Азии. В советское время она включала Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизию (иногда также Казахстан).

Во многих изданиях и языках нет различения понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия», что порой приводит к сложностям при переводе и всяким недоразумениям. В определении "Средняя Азия" понимались только 4 бывших советских республик Узбекистан, Киргизия (Кыргызстан), Таджикистан и Туркмения исключая Казахстан. Такое обстоятельство объясняется применявшимися в советские годы разделение СССР на экономические зоны, в те годы в Центральной Азии были две экономические зоны, Среднеазиатская экономическая зона и Казахстанская экономическая зона. Отсюда пошло и разделение на Среднюю Азию и Казахстан что породило часто используемый оборот Средняя Азия и Казахстан. В 1992 году Президент Казахстана Назарбаев Н.А. на совместной встрече глав государств Средней Азии в Южно-Казахстанкой области в местности "Ордабасы" предложил отказаться от определения "Средняя Азия и Казахстан" в пользу другого определения "Центральная Азия" подразумевая что в это опредение входят все страны Средней Азии и Казахстан.

an:Asia Zentral

de:Zentralasien en:Central Asia es:Asia Central fr:Asie centrale ko:중앙아시아 id:Asia Tengah nl:Centraal-Azië no:Sentral-Asia ja:中央アジア pl:Azja Środkowa pt:Ásia Central fi:Keski-Aasia zh:中亚

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики