ФЭНДОМ

Файл:Olivine-gemmes.jpg

Хризолит (от греч. chrysós — золото и líthos — камень), минерал, прозрачная ювелирная разновидность минерала оливина, от жёлто-зелёного цвета до цвета темного шартреза, с характерным золотистым оттенком. В старину хризолит часто называли "вечерним изумрудом", так как в сумерках и особенно при свечах его зелёный цвет более заметен.

Ортосиликат железа-магния (Mg,Fe)2SiO4. Образует короткостолбчатые и призматические кристаллы, обычно увенчанные пирамидальной головкой.

Ювелиры часто называют его по-французски, перидот.

Файл:Peridot in basalt.jpg

Месторождения Править

Лучшее и самое известное месторождение хризолита, эксплуатирующееся с перерывами с глубокой древности и до нашего времени и знаменитое особо крупными кристаллами, находится на о. Зеберегд (АРЕ). Остров необитаем и расположен в центральной части Красного моря. В России его месторождения незначительны, встречается гл. образом в алмазоносных породах и россыпях на севере Красноярского края и в Якутии. Из зарубежных месторождений наиболее важные находятся в Пакистане, США (штат Аризона), Австралии, Бразилии, Шри-Ланке, Афганистане, Египте, Танзании и ЮАР.

ИсторияПравить

Названия камней уходят в глубину веков, когда ещё не было возможности различать их иначе, нежели по цвету и твёрдости. Поэтому Плиний использовал это слово для обозначения всех золотисто-желтых камней, не различая хризолит с топазом. Хризолит как один из "Библейских камней" упоминается ещё в Библии, в книге Иосифа Флавия повествуется, что этот камень в четвертом ряду украшает одежды первосвященника. Хризолит украшает и седьмое основание Небесного Иерусалима в "Апокалипсисе" Иоанна Богослова.

Уникальный ограненный хризолит, входящий в число регалий Российской короны, хранится в Алмазном Фонде России и относится к "семи историческим камням". Он имеет редкую оливково-зелёнуто окраску и является исключительно чистым, не считая нескольких почти невидимых трещинок внутри, не достигающих поверхности камня. Крупная, слегка выпуклая верхняя площадка окружена ступенчатыми гранями. Огранка низа менее обычна и состоит из многочисленных неправильных четырехугольных граней. Камень имеет удлинённую форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см. и высоту 1,05 см. Вес камня 192,75 карата. В прошлом он был заключен в красивую золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают, что именно этот камень и есть тот самый, якобы, "изумруд", сквозь который Нерон взирал на учинявшиеся им безобразия, в т.ч. на пожар Рима.
Крестоносцы охотно привозили хризолиты из крестовых походов, и он был известен в Европе довольно давно. Но популярным стал только в XIX в., когда распространился слух, что хризолит возбуждает в мужчинах любовные страсти и излечивает от импотенции.
Самый крупный ограненный хризолит весом 310 каратов хранится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Ещё один крупный хризолит в 146 каратов экспонируется в Геологическом музее в Лондоне.

Поверья и эзотерикаПравить

Лечебные свойства у камней отсутствуют, во всяком случае на сегодняшний день не имеется научных тому подтверждений. Вместе с тем нельзя не отметить благотворное и успокаивающее действие, происходящее от наблюдения прекрасных кристаллов или произведений ювелирного искусства. Да и само обладание ими создаёт положительные эмоции. В иных же случаях придаёт обладателю уверенность в себе в силу психологического удовлетворения личным благосостоянием (хотя и это относительно, ибо может быть омрачено страхом, что сокровище может быть похищено).
В последние годы в книгах и в сети интернет сильно возросло число описаний типа: "Помогает при истощениях нервной системы, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, снимает ночные страхи. Лечит заикание у детей.",
а также:
"Мистические свойства: Способствует дружбе и избавляет от зависти. Считалось, что он спасает от болезней печени и водянки. Если перидот носили на левой руке, то его владелец был защищен от дурного сглаза (!?). Ограждает от неразумных поступков и дурных снов, укрепляет силы и наделяет даром предсказывать будущее".
- К подобного рода утверждениям стоит относиться осторожно и взвешенно, а в иных случаях и с известной долей иронииen:chrysolite

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики