ФЭНДОМ

Евгений Викторович Харитонов (Евгений В. Харитоновъ; EugeneKha; англ. Evgenij V. Kharitonov; род. 9 декабря 1969, Железнодорожный) — поэт, визуальный и саунд-артист, музыкант, историк литературы и кино, редактор, организатор литературных и музыкальных фестивалей.

Биография Править

Родился в городе Железнодорожный Московской области в семье служащих. После школы отучился два курса на филфаке в Калужском пединституте, отслужил в рядах Советской Армии на Бельбеке под Севастополем и окончательное высшее образование получил на филфаке и в магистратуре МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).

Работал журналистом в газетах и журналах, редактором, учителем-словесником; в 1997—1999 гг. — зав. отделом научного журнала «Библиография»; с 1999 года — зав. отделом критики и библиографии в литературном журнале фантастической прозы «Если»; в 2011—2014 гг.- старший научный сотрудник Российской книжной палаты;с 2014 г. — куратор литературных проектов в РГБМ; в 2006—2008 гг. был главным редактором (совместно с Д. Н. Байкаловым) литературного приложения к научно-популярному журналу «Знание-сила» — «Знание-сила: Фантастика»; с 2009 г. — шеф-редактор альманаха визуальной поэзии «Другие»; с 2007 г. — главный редактор журнала литературного и художественного авангарда «Другое полушарие». В 2006—2008 гг. выпускал сетевой журнал «Barkov’s Magazine» (маргинальная словесность). Куратор ежегодного фестиваля литературного, художественного и медийного авангарда «Лапа Азора» (с 2007 г.). Параллельно с литературной деятельностью активно работает в области электронной и экспериментальной музыки, занимается саунд-дизайном и sound poetry. В 1986—1996 гг.был участником рок-групп The Мы, Русские Сказители, Храм Снов и др. С начала 2000-х выступает и записывается под псевдонимом EugeneKha, участник музыкальных проектов Yoko Absorbing (совместно с Михаилом Лёзиным), Nameless Dancers, Microbit project, Spacebirds. В 2008 г. создал рекордс-студию White Art Studio, на базе которой функционируют музыкальные лейблы 45 Echoes Sounds, Microbit-records, Another Hemisphere Records.

Печатается с 1984 года (первые публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» и ряд заметок в районных газетах). На музыкальной сцене — с 1986 года.

Член Союза литераторов РФ (1997); Союза писателей России (2001), Союза журналистов России (2003), Русского ПЕН-клуба (2007), Международной Академии Зауми, Высшего творческого совета Союза писателей XXI века.

Член редколлегий литературных журналов «Дети Ра» (Москва), «Футурум АРТ» (Москва), «Ваяния» (София, Болгария), «Окно» (Дублин, Ирландия). Живет в Москве.

Литературное творчество Править

Первая литературная публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» (1984). Написал несколько рассказов в жанре абсурдистской фантастики, опубликованных в периодике и в коллективных сборниках.

С поэтическими публикациями выступает с конца 1980-х годов, но до конца 1990-х стихи публиковались, в основном, в самиздате и за рубежом (Болгария, Великобритания). В поэтическом творчестве тяготеет к постфутуристической, поставангардной традиции, активно использует приемы комбинаторики, визуальной поэзии, sound poetry (laut poesie).

«Харитонов роет яму ямбу, пытается уйти от традиции, органично вливаясь в традицию авангарда. Но и от неё, от спиральных кирпичиков Крученых и Бурлюка, он тоже уходит. Куда? В наш век. Со всей его жестокостью и прозой, с политикой, которая спешит сама позаботиться о тебе, если ты будешь продолжать её беззаботно игнорировать: „Восток дело тонкое / Восток дело громкое / Восток дело дымное / Восток дело взрЫвное…“ . Этот поэт взирает на мир с отчаянием и наивностью ребенка. Но одновременно ухитряется задействовать и „жало мудрыя змеи“ („…когда-нибудь // старость усталость отрежет // мой едкий смешливый // змеиный язык“ — так интерпретирует тему сам Харитонов). На формальном уровне он всё время ищет какие-то новые грани поэтического языка. Его ego, его сокровенное, его „самое-самое“ пересекается, интерферирует с бытом и бытием, встраивается в культурную парадигму, неминуемо её изменяя. На уровне содержательном у этого поэта получаются очень пронзительные, человечные, и — да, да, не побоюсь этого слова — очень гуманистические стихи, несмотря на всю их ершистость и фронду.» (Татьяна Логачева. Журн. «Дети Ра» 2008. № 7).

«Очевидно, что в основе однострочной „зауми“ Евгения В. Харитонова лежат фольклорные образцы русских народных припевов. Мы видим элементы остранения поэтического языка, его затрудненность. В основе однострочных стихов Евгения В. Харитонова — не только припевы, но и скороговорки, которые уплотняют стиховую конструкцию, делают её максимально концентрированной и непохожей на структуру прозы.» (Евгений Степанов. Современный русский моностих и однострочная поэзия).

«Метод Харитонова можно назвать умеренным поставангардом; склонность к деформации стихотворной ткани не мешает поэту существовать в традиционном лирическом модусе… Среди источников Харитонова — и ранний Маяковский, и Ксения Некрасова, и классики отечественного верлибра — Владимир Бурич, Арво Метс, Вячеслав Куприянов, — но и фольклор, и обыденная речь.» (Данила Давыдов. Книжное Обозрение. 2007. № 6).

Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки. Поэтические произведения публикуются в журналах «Дети Ра», «Новый мир», «Футурум АРТ», «Иностранная литература», «Черновик», «Дружба народов» и др., включены в российские и зарубежные антологии.

Один из отцов-основателей литературной группы традиционал-авангардистов «Другое полушарие».

С конца 1990-х активно выступает в качестве переводчика современной болгарской поэзии и фантастической прозы. В издательствах «Эксмо», «Армада» и др. в переводах Евгения Харитонова на русском языке выходили произведения болгарских фантастов Христо Поштакова, Любена Николова, Агопа Мелконяна, Янчо Чолакова и др.; стихи современных поэтов Болгарии Георги Господинова, Бойко Ламбовски, Никиты Нанкова, Магдалены Костовой-Панайотовой, Румена Шомова, Кристин Димитровой, Екатерины Йосифовой, Венцеслава Кисьова, Калины Ковачевой, Ивана Методиева, Аксиньи Михайловой, Стефана Мавродиева, Ивана Сухиванова и др.

Создал более 20 работ в жанре бук-арт, которые хранятся в частных собраниях России и Германии.

Автор многочисленных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных различным аспектам научной фантастики в литературе и искусстве — от биографий, предисловий и послесловий до статей по актуальным вопросам жанровой литературы, кино и комикса, библиографических указателей, статей и рецензий о современной поэзии, очерков по истории рок-музыки. Основные направления: история русской литературы, болгарская фантастическая словесность, фантастический кинематограф, библиография, современная поэзия.

Способствовал возвращению в литературу ряда забытых имен — Ф. И. Дмитриев-Мамонов, В. И. Крыжановская-Рочестер и др. Забытым именам и неизвестным страницам русской литературы посвящена книга очерков и этюдов «Апокрифы Зазеркалья» (отдельным изданием пока не вышла, отдельные главы публиковались в сборниках и журналах).

За книгу «Болгария фантастическая», ставшую первым подобным исследованием в 2004 году стал первым иностранным лауреатом Национальной литературной премии Болгарии «Гравитон» (учреждена в 1991 г. Любеном Диловым) — за вклад в болгарскую культуру.

Автор биографических статей в «Энциклопедии фантастики: Кто есть кто» (Под ред. Вл. Гакова; Минск, 1995), в справочнике «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах» (М.: Мегатрон, 1998), биографическом словаре С. И. Чупринина «Новая Россия: Мир литературы» (М., 2003).

Организатор фестиваля литературного и художественного авангарда «Лапа Азора».

Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева (издательство «Эксмо», 2009—2010).

В 2014 г. выпущенный совместно с поэтом и журналистом "Литературной газеты" Игорем Паниным сборник неполиткорректных поэм «Книга о…» вошла в шорт-лист премии «Нонконформизм».

Музыка, саунд-поэзия, визуальное творчество Править

Музыкальные и саунд проекты:

В 1986—1996 годах — гитарист, вокалист и автор песен рок-групп «THE МЫ», «Русские сказители», «Харитоновъ Fuck Orchestra», «Josh и Ko». С 1998 года работает в области звуковых экспериментов: саунд-поэзия, саунд-арт, нойз, эмбиент, музыкальный авангард, электронная музыка в диапазоне от электронного инструментального арт-рок до эмбиент, трип-хоп, интеллигентной танцевальной музыки. Весной 2008 года совместно с тольяттинским художником и музыкантом Михаилом Лёзиным создал авангардный дуэт «Yoko Absorbing», стилистика которого сложилась из элементов академического музыкального авангарда, фри-джаза, нойз-рока, прогрессивного рока, конкретной музыки. Сольно выступает и записывается как под собственным именем, так и под псевдонимом «EugeneKha», работая в пространстве экспериментальной авангардной музыки, саунд-поэзии, эмбиента и этник-фьюжн. Пишет музыку для фильмов, телевидения и радио. Аудиоальбомы выходят на лейблах (компакт-диск и Tape) и net-лейблах России, США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, Японии, Голландии, Болгарии, Швейцарии, Канады. Музыкальные произведения и саунд-поэзия включены в международные аудиоантологии, компиляции, звучат в DJ-миксах и на радио (Notheen Radio, StillStream, Sounds Of Ambience, Syndae, Machtdose).

В 2008 году организовал творческое объединение и студию звукозаписи White Art Studio, куда вошли курируемые им сетевые лейблы Another Hemisphere Records, специализирующийся исключительно на sound poetry и Fluxus-ориентированный audio art; Microbit Records, на котором выпускаются альбомы экспериментальной музыки со всего мира в lowbit-формате (то есть с минимальным битрейтом); Laser Visa), ориентированный на мягкую электронную музыку; 45 Echoes Sounds, выпускающий музыку в жанрах Ambient и New Age.

8 июля 2012 года в деревне Lobith (Нидерланды) проект Microbit Project выступил в рамках Первого международного фестиваля лоубит музыки LoBit Music Festival.

В 2013 году вместе с мультиинструменталистом Германом Ольшуком провёл фестиваль космической эмбиент музыки "Наши в космосе", посвящённый Дню космонавтики.

С 2015 года на территории Творческой усадьбы Гуслица дважды в год (в мае и в августе) проводит фестиваль импровизационной музыки Green Travel Fest, а так же межсезонные "Эмбиент-ночи в Гуслице".

С начала 2000-х активно работает с такими формами визуального искусства, как визуальная поэзия, абстрактный комикс, асемическое письмо, видео арт. Главный редактор журнала визуальной поэзии «Другие»

Работа в кино Править

В 1998 году написал саундтрек к короткометражному фильму «Лабиринт призраков» (Германия, реж. Маттиас Кюхке), в 2009 году музыка к фильму была издана на китайском лейбле Bypass records.

В 2004 году принимал участие в съемках биографического фильма «Звезда Александра Беляева» (режиссёр Юрий Суходольский, РТР).

В 2011 году написал музыку и сценарий (а также выступил в роли автора в кадре) к документально-биографическому фильму «Ларри» (ЦНФ-Анима, 2011; режиссёры Александр Люткевич и Андрей Рубецкой), посвященного судьбе советского детского писателя, автора «Необыкновенных приключений Карика и Вали» Яна Леопольдовича Ларри (1900-1977.

Издательская / редакторская деятельность Править

В 1980—1990-е, будучи активным участником отечественного Фэндома, выпускал ряд самиздатовских критико-информационных журналов (фэнзинов), посвященных отечественной и зарубежной фантастической прозе — «В пыли звезд» (1984), «Коммуникатор», «Фэн-Раритет», «Грог», «Фэнзинолог», «Мистериум», «Хайнлайн-Панорама». На рубеже 1990—2000-х был редактором двух критико-информационных электронных бюллетеней — «Академия-Ф» (проблемы мирового фантастиковедения) и «Planet F» (обзор актуальной зарубежной неанглоязычной фантастической прозы).

С 2006 года издает интернет-журнал ортодоксально-маргинального искусства «Barkov’s Magazin» (Словесность и искусство радикальных форм);

С 2007 года — ежеквартальный журнал литературного и художественного авангарда «Другое Полушарие»

В 2008 году так же организовал «arTronic» — первый в России Международный CD-R альманах, полностью посвященный аудиальным и визуальным формам бытования поэзии, как то: sound poetry, video art, visual poetry. По финансовым причинам вышел только один выпуск. В 2009 году альманах был трансформирован в сетевой журнал.

2008: net-label Microbit Records, ориентированный на издание lowbit-sound экспериментов; label Another Hemisphere Records (продюсирование и издание саунд-поэзии).

2009: Netlabel 45RPM-Records (издание музыкальных произведений в форматах Single и EP), Sub-label ChillMix Zone (Совместно со Снежаной Ра).

2009: Аудиоальманах звуковой поэзии (sound poetry) и аудиоарта «ARTronic Poetry». Вышло два номера.

Составитель многих библиографических пособий по истории фантастической словесности и кино. Автор-составитель библиографического проекта «СТИХИ МИЛЛЕНИУМА: Русская поэзия в новом тысячелетии» (2006).

2001—2002: Составитель и комментатор (совм. с Виталием Пищенко двухтомной антологии «Фантастика и приключения» (М.: Дрофа — Вече, 2002), вышедшей тиражом 10 млн экз.

2008/2009: Редактор-составитель международной CD-антологии (+ inet-релиз) современной мировой Sound Poetry, Video Art и Визуальной поэзии “arTronic” (М.: Another Hemisphere Rec.; Зверевский центр современного искусства, 2009).

В 2008—2009 году 6 аудиоантологий экспериментальной музыки Microbit Split и два диска русской саунд-поэзии «Лапа Азора» — по итогам одноименного фестиваля.

2010: Составитель международной Chillout Music антологии 45RPM Café для лебла 45RPM-Records.

2010: Реорганизация сетевого лейбла 45RPM-Records в 45 Echoes Sounds, издающий музыку в стилях Ambient и New Age.

2009—2010: Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева для издательства ЭКСМО.

Награды Править

Произведения (книги, CD) Править

Работы по истории литературы, кино и комикса (фантастика, славистика, поэзия) Править

  • Фантастика на страницах периодики: Опыт библиографии. Вып. 1: 1990/1991 гг. — М.: Стожары, 1992. — 82 с.
  • Женский цех фантастики: Писательницы, критики, переводчицы: Крат. био-библиографический справочник. — М.: Гном, 1995. — 48 с.
  • Фантастический самиздат. 1967—1999. Периодика, сборники: Аннотированный каталог-указатель. — Липецк, 1999. — 16 с.
  • Наука о фантастическом: Био-библиографический справочник. — М.: Мануфактура, 2001. — 244 с.
  • Отечественная фантастика и фантастиковедение за 000 г.: Библиогр. указ. /Сост. В. Борисов, Е. Харитонов, Д. Байкалов, Д. Володихин, О. Колеников, А. Синицын. — М., 2001. — 43 с.
  • Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране — чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка. 1909—2002 /НИИ Киноискусства Министерства культуры РФ; Журнал фантастики «Если». — М.: В.Секачев, 2003. — 320 с.
  • Болгария фантастическая: Обозрение болгарской фантастической прозы и критики. — София (Болгария): Аргус, 2003. — 192 с. — (Сер. «Нова българска фантастика»).
  • Девятое искусство: Зарубежный фантастический комикс. — М.: Academia-F, 2004. — 95 c.
  • Апокрифы Зазеркалья (Записки архивариуса): Историко-критич. этюды. — М.: Academia-F, 2005. — 74 с.
  • Русское поле утопий: Россия в зеркале утопий 17-20 вв.: (Историко-литературные очерки). — М.:Academia-F, 2005. — 42 с.
  • Детские ладошки: Фантастика в болгарской литературе: (Наброски к истории). — М.: Academia-F, 2007. — 66 с.
  • Осипов А. Н., Харитонов Е. В. Библиография отечественной библиографии фантастики (1921—2007). — М.: Academia-F, 2007. — 73 с.
  • Болгария фантастическая — Болгария фантастичната : Биобиблиогр. словарь. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Academia-F, 2008. — 166 с.
  • Стихи Миллениума : Современная русская поэзия в XXI веке : Материалы к библиографии. Ч. 1. 2000—2008. — М.: Academia-F, 2012. — 122 с.
  • Фантастический печатный самиздат 1966—2006 гг. СССР. СНГ. Россия: Библиогр. [аннот.] справочник. — М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2015. — 54 с.: илл.

Поэзия / Визуальная поэзия Править

  • Во-Ум!: Книга стихов /Предисл. Джулии Фоулз. — London: DP, 1999. — 70 с.
  • НЕПрОЗА, или Картинки за выставкой: (Стишьевая книга). — М.: МОЛ СЛ РФ; В. Секачев; «ХХХ», 2003. — 80 с.
  • Внеклассное чтение: Четвертая книга стихов и верлибров. — Рязань: Поверенный, 2005. — 72 с.
  • Нет тела!: Стихи, верлибры и стишки / С илл. Бориса Констриктора. Авт. предисл. Олег Дивов; Авт. послесл. Геннадий Прашкевич. — СПб.: Лениздат; Изд-во СПбГУ; А.Олексенко, 2006. — (Серия «Альтернативный Пегас»).
  • Ямуямбурою: Стихи этого века (2006—2002). — М.: Вест-Консалтинг, 2007. — 130 с. — (Б-ка журнала «Футурум АРТ»).
  • Легко: Автографы рубежа (1981—2001) / Художеств.-производств. Артель сестер Хрулёвыхъ представляет. — М.: Вест-Консалтинг, 2007. — 50 с. — (Б-ка журн. «Футурум АРТ»). 50 нумер. экз. — [Сборник с элементами бук-арта. Все стихи написаны и оформлены от руки].
  • МИ НА МИ РА: Заумные, звучарные и комбинаторные стихи / Обложка: Татьяна Бонч-Осмоловская. — М.: Вест-Консалтинг, 2008. — 104 с.
  • Последният ден на ягодовата поля / Последний день Земляничной поляны: Стихове: (Книга-билингва) / Превод от руски Хр. Пощаков; Пред. Ник. светлве; Ил. Калин Николов. — София: Аргус, 2010 (фактически 2011). — 64 с. На болг. и рус. яз.
  • This Is Visual Poetry: [Сб. визуальных стихов]. — Kingston (US): Chapbook, 2010. — 18 p.
  • Asemira 0002 (Asemic verses): [Сб. визуальных стихов]. — Смоленск-Москва: Mycelium, 2010. — 15 с.
  • Asemira 0004 (Asemic and Visual verses). — Avantacular Press (US), 2010. — 12 p.
  • Броневички: [Сб. комбинаторных стихов]. — М.: Academia-F, Другое полушарие, 2012. — 33 с. — (Библиотека журнала «Другое полушарие»).
  • Die Roboter: [стихи 2007—2012 ] / авт. Предисл. С. Е. Бирюков. — Madrid : Ediciones del Hebreo Errante. 2012. — 80 с.
  • Как этот дым : Некоторые освобожденные стихи 2001—2013 гг. / авт. предисл. Д. Ю. Цесельчук; Союз Литераторов России. — М. : Вест-Консалтинг, 2013. — 40 с. — (Серия «Визитная карточка» ; Библиотека альманаха «Словесность»).
  • Панин Игорь, Харитоновъ Евгений В. Книга о… : поэмы / авт. предисл. Авигдор Эскин. — М.: У Никитских Ворот, 2013. — 20 с.
  • Наталия Черных, Вилли Мельников, Александр Курбатов, Евгений Харитонов. Золушка кормит себя: Стихи / гравюры и коллажи Виктора Гоппе. - М. : Виктор Гоппе, 2016.

Звучарная поэзия / Sound Poetry (CD) Править

  • Pandora’s Box / Artwork by Yelena Popova (UK). — Proc Records (USA), 2008. — [Proc-160]. — Time 47:40.
  • ABeBeBe / Artwork by Yelena Popova (UK). — Another Hemisphere Records (Rus.), Moscow, 2008. — [AHR-002]. — Time 84:03.
  • Radio Of Aliens: Radiopiece / Artwork by Evgenij V. Kharitonov. — Тольятти: Kubotrop (Rus.), 2008. — [KBTR-008]. — Time 26:59.
  • 3 Sound Poems with 20 kbps: [LoBit remixes 2008]. — 20 kbps Records (Switzerland), 2009. — [20K285]. — Time 14:23.
  • Microbit Poetry: [Lobit Sound Poetry Collect. 2007—2008] / Artwork by Evgenij V. Kharitonov. — М.: Microbit Records (Rus.), 2009. — Time 15:02.
  • Sonorus Objects: [Rec. 2008]. — Another Hemisphere Records (Rus.), Moscow, 2009. — [AHR-005]. — Time 10:47.
  • PsyPoetronic. — Dimented Droud, UK, 2009. — [DDX]. — Time 15:40.
  • Sound Drafts 2003—2008. — Dimented Droid, UK, 2009. — [DDIV]. — Time 27:53.
  • Strelka Set: Live Performance With Ugol Ratmanova Duet (18.04.2009). — Another Hemisphere Records, Moscow, 2009. — [AHR-008]. — Time 23:11.
  • Nankov’s Bulgarism: Bulgarian Phonetic Poetry / Text poetry by Nikita Nankov (Bulgaria); Sound Performances by Evgenij V. Kharitonov. 2007—2008. — Another Hemisphere Records (Rus.), Moscow, 2009. — [AHR-009]. — Time 11:39.

Бук-Арт / Artistic Books Править

  • 21 Х 23: Книжка со стихами (1981—1990). — М., 1990. — 26 с.
  • Розовый декаданс: Избранные стихи и песни 1987—1994 гг. — М., 1994. — 22 с.
  • Пубертатная лирика: Стихи советского подростка 1974—1987. — М.: АНЕВИР Ink, 2006. — 32 с.
  • Маргиналов Яр. выБРАННЫЕ места: Неполиткорректные стишки 2004—2006. — М.: Б-ка журн. «Barkov’s Magazine», 2006. — 18 с.
  • Айвенго & Евгений В. Харитоновъ. ТРА-КУБ № 1: [Стихо-комиксы]. — М.: Сам, 2007. — 20 с.
  • Легко!: Матрица книги: (Стишки 1981—2001). — М.: Сам, 2007. — 48 с.
  • Заикалочки почтой. — М.: Сам, 2007. — 19 с.
  • Любить поэзию в себя: Анагра-поэма для голоса. — М.: Сам, 2007. — 35 с.
  • (вер)-Либрическое утро. — М., 2007. — 7 с.
  • Моно: Одностроки. — М., 2007 (18-19.12.07). — 20 с.
  • Броневички: Равнолитерный брахиколон. — М., 2007 (19-20.12.2007). — 27 (+ 1) с.
  • Мантра №… — М., 2008. — 11 с.
  • Страсть. — М., 2008. — 4 (7) с.
  • Bronevichki (Version 2). — М.,2008. — 27 с.
  • Жест. — М.: Сам, 2008. — 12 рукопис. стр. — Миниатюр. книжка: 3,5 х 5 см.

Проза Править

  • Скиталец Элдор: Повесть, рассказы /МНЛО «Раритет»; КЛФ «Звезда КЭЦ». — Калуга, 1990. — 44 с.

Переводы Править

  • Николов Любомир. Десятый праведник: Роман, повесть / Пер. Э.Мезенцевой и Е.Харитонова. — М.: ЭКСМО, 2004. — 412 с.

Редактор-составитель Править

  • Слепая Свобода («С гимном смеха и плача…»): Поэзия андеграунда /Сост. и издатели [Евг. Харитонов, И.Кузнецова]. — М.: МНЛО «Раритет», 1991. — 38 с.
  • Фантастика и приключения: В 2 т. /Сост., авт. предисл. и коммент. В. И. Пищенко и Е. В. Харитонов. — М.: Дрофа; Вече, 2002. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 т.).
  • А. Р. Беляев. Полное Собраний Сочинений: В 7 тт. / Сост., авт. предисл. Евгений Харитонов и Дмитрий Байкалов; Коммент. Евгения Харитонова. — М.: Эксмо, 2009—2010. — (Серия "Отцы-основатели. Русскрое пространство). 5100 экз.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики