ФЭНДОМ

Бара́с Цырета́рович Халза́нов (1 сентября 1938 — 25 ноября 1993) — советский и бурятский актёр, кинорежиссёр, поэт, член Союза кинематографистов СССР, член Союза писателей России, заслуженный деятель искусств Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия.

Биография Править

Родился в улусе Жаргаланта Селенгинского аймака Бурят-Монгольской АССР. Учился в Жаргалантуйской начальной, затем в Загустайской средней школе. В школьные годы начал писать стихи, которые печатались в газетах «Красная Селенга», «Буряад-Монголой унэн» и других.

Поступил в Бурятский педагогический институт на факультет бурятского языка и литературы. Увлёкся кино, пробовал писать киносценарии. После второго курса уехал в Москву поступать во Всесоюзный институт кинематографии (ВГИК). Однако был призван в Советскую армию — четыре года служил на Тихоокеанском флоте. Уже после службы поступил во ВГИК на факультет кинорежиссуры, где учился у Александра Столпера.

Дипломной работой Халзанова стал короткометражный художественный фильм «Белая лошадь», затем по своему сценарию поставил кинокартину «Последний угон». Фильмы снимались в Бурятии с участием артистов Бурятского академического театра драмы. Картина «Белая лошадь» получила медаль на I Международном кинофестивале в Ташкенте в 1968 году.

В 1967 году Халзанов окончил ВГИК и был распределён на Свердловскую киностудию, где снял художественные фильмы: «Кочующий фронт», «Открытие», «Горький можжевельник», «В ночь лунного затмения», «Нет чужой земли», документальный фильм «Батожабай» (о Д. О. Батожабае) и другие.

Будучи режиссёром, Халзанов уже в 1968 году играл в своём фильме «Последний угон». В последней своей картине «Сон в начале тумана» исполнял одну из главных ролей. Из-за смерти режиссёра озвучил персонажа другой актёр.

Умер после натурных съёмок фильма «Сон в начале тумана» на Чукотке 25 ноября 1993 года.

Фильмография Править

Режиссёр Править
Актёр Править

Автор книг Править

Халзанов автор семи поэтических сборников. Среди них:

  • Голоса травы: стихи / пер. с бурят. В. Карпеко. — М.: Современник, 1974.
  • Младшему брату: стихотворения / пер. с бурят. О. Шестинского. — М.: Современник, 1987.
  • Трава и ветер: стихи: пер. с бурят. — Свердловск: Средне-Урал. кн. изд−во, 1985.

Литература Править

  • Дугаржапова Т. М. Барас Халзанов (1938—1993) // Выдающиеся бурятские деятели / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Конгр. бурятского народа; сост. Ш. Б. Чимитдоржиев, Т. М. Михайлов. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 2004. — Вып. 5.
  • Идыгов А. «Последний угон» Бараса Халзанова: из истории бурят. кино // «МК» в Бурятии. — 2003. — 10-17 дек.
  • Лопатина Т. Для чего ты пришел в этот мир, человек: [о съемках фильма по повести Ю. Рытхэу «Сон в начале тумана»] // Бурятия. — 1994. — 16 апр.
  • Халзанов Барас Цыретарович // Писатели Бурятии: биогр. справочник / Союз писателей Бурятии; сост. А. А. Содномов. — Улан-Удэ, 1994. — С. 115.

Память Править

На родине первого бурятского кинорежиссёра в улусе Жаргаланта действует музей, средняя школа носит имя Бараса Халзанова. В 2013 году установлен памятник-бюст.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики