ФЭНДОМ

Файл:Fulgurite.JPG

Фульгури́т — (от лат. fulgur - удар молнии + греч. -eidēs — подобный) — спёкшийся от удара молнии SiO2 (песок, кварц, кремнезём) — кластофульгуриты. Также — оплавленные тем же способом поверхности любых горных пород (петрофульгуриты).

Фульгуритовые трубки Править

При попадании молнии в поверхность Земли в толще грунта из спёкшегося SiO2 формируются полые ветвистые трубки (фактически — стеклянные) с гладкой или покрытой маленькими пузырьками внутренней поверхностью. Иногда образуются отдельные капли.

Наружная поверхность фульгурита - неправильная, образована приставшими к оплавленной массе песчинками и посторонними включениями.

Диаметр трубчатого фульгурита не более нескольких сантиметров, длина может доходить до нескольких метров.

Распространение Править

Фульгуриты встречаютя довольно редко, чаще — на вершинах гор и в районах с повышенной грозовой активностью.

Очень большой экземпляр был найден в South Amboy, Нью-Джерси. Он был около 3 метров длиной и диаметром от 8 сантиметров у поверхности до приблизительно 5 миллиметров на самом глубоком раскопанном уровне. Этот экземпляр оказался очень хрупким и его не удалось выкопать целым — наибольший кусок был около 15 см длиной.

Научное значение Править

Кроме наглядной демонстрации разрушительной силы молнии (температура плавления песка (кварца) более 1700° C), анализ посторонних включений и газовых пузырьков в фульгурите позволяет восстановить химический состав исходного грунта, а иногда и датировать его.

Датировка может быть осуществлена с использованием термолюминисценции.

Найденный в Сахаре, на юго-западе Египта, фульгурит имел возраст около 15 тысяч лет. Анализ газовых включений в этот экземпляр позволил предположить (по высокому содержанию соединений углерода), что на момент рождения этого фульгурита на месте современной пустыни существовала растительность.

Словарь Даля Править

даёт определение фульгурита как «громовая стрела, чертов палец, сплавленный молнией в трубку песок».

См. также Править

Литература Править

  • Петрографический словарь, М. «Недра», 1981

Ссылки Править

de:Fulgurit

en:Fulgurite fi:Fulguriitti fr:Fulgurite lt:Fulguritas nl:Fulguriet pl:Fulguryt pt:Fulgurite sv:Fulgurit zh:閃電熔岩

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики