ФЭНДОМ

Фра́нко-пру́сская война́ 18701871 — военный конфликт между империей Наполеона III и добивавшейся европейской гегемонии Пруссией. Война, спровоцированная прусским канцлером Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северо-Германский союз в единую Германскую империю.

Причины войны Править

После победы в Австро-прусской войне 1866 года Пруссия стремилась объединить все германские земли под своей эгидой, а так же ослабить Францию. Франция в свою очередь пыталась исключить возможность образования единой и сильной Германии. Формальным поводом к войне стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма Прусского Леопольд Гогенцоллерн. Претензии эти тайно поддерживал Отто Фон Бисмарк. В Париже были возмущены притязаниями Леопольда. Наполеон III заставил Гогенцоллерна отказаться от испанского престола, а после этого посол Наполеона потребовал, чтобы этот отказ одобрил и сам Вильгельм. Требования эти предъявленное в Эмсе нарушало правила дипломатического этикета. Вильгельм ответил отказом и послал Бисмарку телеграмму с рассказом о своей встрече с французским посланником. “Эмскую депешу” Бисмарк воспринял как сигнал к незамедлительным действиям. Он немедленно дал указания опубликовать ее в газетах подправив, таким образом, что она теперь выглядела оскорбительно для Франции. 13 июля началась мобилизация во Франции, 16 июля — в Германии. 19 июля 1870 Наполеон III объявил Пруссии войну.

Расстановка сил Править

Бисмарк, предвидевший такое развитие событий, заблаговременно привлёк на сторону Пруссии и южногерманские государства. Пруссия поставила под ружьё до 550 тыс. человек с 1175 орудиями, составившие 8 прекрасно снаряжённых армий под общим командованием прусского короля при начальнике штаба Мольтке. У французов мобилизация встретила огромные затруднения вследствие плохой военной организации, хаоса в интендантской части, где царили приписки и хищения. Французская Рейнская армия насчитывала около 250 тыс. человек. Россия, Великобритания, Австро-Венгрия и Италия заняли в этом конфликте нейтральную позицию, что было выгодно Германии (Австрия незадолго до этого потерпела поражение в австро-прусской войне 1866 г.).

Боевые действия Править

В ходе войны французы потерпели ряд серьезных поражений. В первом столкновении немцы взяли Вейсенбург. 6 августа корпус Мак-Магона был разбит при Верте, а корпус Фроассара — на Шпихернских высотах. Французы стянулись к Мецу. После поражения французов при Марс ла Туре (16 августа) и Гравелоте — Сен-Прива Базен был лишен возможности отступить для соединения с Мак-Магоном и заперся с армией в Меце. Мак-Магон, идя на выручку Базена, 30 августа потерпел поражение при Бомоне и 1 сентября был разбит при Седане. Он был вынужден сдаться с 86-тысячной армией, причём в плен попал и Наполеон III. Попытка Базена прорваться из осажденного Меца не удалась, и 27 октября он сдался с 180-тысячной армией.

Между тем организовавшееся с 4 сентября в Париже временное правительство национальной обороны употребляло героические усилия в борьбе с победоносным неприятелем для того, чтобы отстоять целостность французских территорий. В защиту обложенного немцами и бомбардируемого Парижа была собрана новая армия в 4 тысячи человек. Гамбетта в Туре сформировал Луарскую армию, но её попытка соединиться с Парижской не удалась. Другая армия под командой ген. Бурбаки, которая намеревалась действовать в тыл немцам на их коммуникациях с Германией, была разбита Мантейфелем. Вылазки парижских войск были отбиты немцами. Опасность голода и эпидемии в отрезанном и запертом Париже заставила французов заключить перемирие (28 января 1871), а затем и мир (предварительно 26 февраля в Версале и окончательно 10 мая во Франкфурте).

Последствия Править

Эльзас и Лотарингия отошли к Германии, и Франция уплатила 5 млрд. франков контрибуции. Последствиями войны были падение империи Наполеона III, образование Третьей Французской республики и создание Германской империи.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики