ФЭНДОМ

Флавий Аэций, Аэций (лат. Flavius Aëtius; ок. 396454) — полководец Западно-Римской империи, последний ее герой и оплот перед распадом.

Родился в 395 или 396 году в Дуросторе (ныне Силистра) в Нижней Мезии. Сын начальника всадников Гауденция, он в раннем возрасте поступил в императорскую гвардию, но с 409 тода должен был провести несколько лет в качестве заложника, сначала у готского царя Алариха, а потом у гуннов. Вернувшись в Рим, он быстро занял выдающееся положение в империи. По смерти императора Гонория в 423 году он примкнул к партии узурпатора Иоанна, но в 425 году Аэций перешел на сторону Плацидии, матери и опекунши законного наследника престола Валентиниана III, которая назначила его главнокомандующим войсками империи.

В этом звании он действовал энергично и плодотворно. В 426 и 430 годах он дал сильный отпор вестготам, напавшим на Арелат, в 428 и 431 годах победил франков на Нижнем Рейне и в 430 году защитил альпийские провинции от вторжения ютунгов. Он ревниво охранял свою власть и не терпел соперников по влиянию. По его наущениям Плацидия в 427 году заподозрила в измене заслуженного наместника Африки — Бонифация, которого он же сам подстрекал к бунту. Бонифаций был, наконец, доведен до того, что действительно призвал из Испании в Африку вандалов (429), но тотчас же убедился в своей ошибке, сам выступил против вандалов и сражался с ними храбро, но безуспешно. Вскоре, в 432 году, он, в то время, когда Аэций был занят в Галлии, примирился с императрицей и был ею назначен главнокомандующим на место Аэция. Благодаря этому между обоими полководцами возгорелась война, которая кончилась смертью Бонифация и полной победой Аэция в 433 году.

В 434 году Аэций заставил провозгласить себя патрицием и консулом, вновь занял свой прежний пост и с тех пор в течение 20 лет твердой рукой правил государством. Одинаково искусный как дипломат и полководец, он не только сумел обуздать германские племена, обитавшие в Галлии, но и заставил их еще служить интересам империи. Так, он в двух походах (435 и 436 годы) победил бургундов, усмирил в Арморике кельтов (436 год), подавил восстание богодов (крестьян) Галлии (435437), принудил вестготов к миру (439) и на Сомме разбил франкского короля Клодиона. С гуннами Аэций поддерживал мир; но когда царь их Аттила готовился разгромить весь Запад, Аэций успел вовремя объединить вестготов, аланов, франков и прочие племена в один большой союз и с их помощью одержал в 451 году на Каталаунских полях над Аттилой победу, имевшую всемирное значение. В следующем году Аттила со свежими силами возобновил войну, двинулся из Паннонии на Рим, завоевал всю верхнюю Италию, и Аэций, лишенный уже союзников, в ожидании помощи от Византии пытался отстоять хоть Аппенинский полуостров. План его уже близился к осуществлению, но римский двор предпочел просить мира и с этой целью отправил к Аттиле, ставшему лагерем близ Мантуи, посольство, во главе которого стоял папа Лев I.

После внезапной смерти Аттилы в 453 году император, опасаясь могущества Аэция, приказал в 454 году умертвить его во время аудиенции во дворце.bg:Аеций ca:Aeci cs:Flavius Aetius de:Flavius Aëtius en:Flavius Aëtius es:Aecio fi:Aëtius fr:Aetius gl:Aecio he:פלביוס אאטיוס hr:Flavije Aecije it:Flavio Ezio ja:アエティウス ka:აეტიუსი lt:Flavijus Aetius nl:Flavius Aetius pl:Flawiusz Aecjusz pt:Flávio Aécio ro:Flavius Aetius sk:Flavius Aetius sr:Аеције sv:Aëtius tl:Flavius Aëtius

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики