Викия

Наука

Феодализм

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Формы правления, политические режимы и системы
Портал:Политика · править

Шаблон:Развитие общества по марксизму Феодали́зм (феодальный строй) — экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство; феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница.

Слово «феодализм» использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общестенно-политический термин оно употребляется у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо. В марксизме феодализм — одна из пяти общественно-исторических формаций, более высокая по сравнению с рабовладением. В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин. В современой науке часто используются замещающие термины традиционное общество, аграрное общество. Господствующий тип экономики при феодальном строе — натуральное хозяйство, уклад — традиционный.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.

Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. А. Я. Гуревич считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.

В античном мире наиболее сходную с феодализмом систему имела Персидская империя, в которой тёжеловооружённому всаднику давался надел сходный с феодальным леном.af:Feodalisme als:Feudalismus az:Feodalizm bg:Феодализъм ca:Feudalisme cs:Feudalismus da:Feudalisme de:Feudalismus el:Φεουδαρχία en:Feudalism eo:Feŭdismo es:Feudalismo eu:Feudalismo fi:Feodalismi fr:Féodalité gl:Feudalismo he:פיאודליזם hr:Feudalizam hu:Feudalizmus is:Lénsskipulag it:Feudalesimo ja:封建制 ka:ფეოდალიზმი ko:봉건 제도 lb:Feudalismus lt:Feodalizmas mk:Феудализам nl:Feodalisme nn:Føydalisme no:Føydalisme pl:Feudalizm pt:Feudalismo ro:Feudalism sl:Fevdalizem sv:Feodalism tr:Feodalizm ur:جاگیر دارانہ نظام vi:Phong kiến zh:封建制度

Викия-сеть

Случайная вики