ФЭНДОМ

Михаил Иванович Федотов
Михаил Федотов (поэт)
Дата рождения:

07.10.1958

Место рождения:

д. Ворца, Ярский район, Удмуртская АССР

Дата смерти:

06.05.1995

Место смерти:

Ижевск, Россия

Гражданство:

СССРFlag of the Soviet Union СССРРоссияFlag of Russia Россия

Премии:

Премия Комсомола Удмуртии им. Ф. И. Васильева (1988)

Михаи́л Ива́нович Федо́тов (7 октября 1958, д. Ворца, Ярский район, Удмуртская АССР — 6 мая 1995, Ижевск) — удмуртский поэт, по национальности бесермянин.

Биография Править

В 1981 году окончил филологический факультет Удмуртского государственного университета. Работал научным сотрудником УдНИИ, редактором отдела поэзии и критики журнала «Молот» и корреспондентом газеты «Советская Удмуртия». В последние годы жизни был редактором отдела художественной и детской литературы книжного издательства «Удмуртия» и в редакции журнала «Кенеш». Умер в 1995 году после продолжительной болезни.

Творчество Править

Свои первые произведения Федотов опубликовал в 1974 году в газете «Дась лу!». Активно начал печататься в годы учёбы в университете и службы в армии. В 1988 году Федотов стал лауреатом премии Комсомола Удмуртии имени Флора Васильева, в 1990 получил премию «Отличник печати».

Поэзия Михаила Федотова, как отмечали многие критики и коллеги по "цеху", - голос боли. Его последняя прижизненная книга «Вось» (1991) переводится и как «Нерв», «Моление» и как «Боль». Поэт сознательно обращается в своих стихах к бесермянской мистике. Федотов сумел поднять удмуртскую поэзию на новую ступень миропонимания, где важное место занимает древний мифологический пласт.

М. Федотов – лауреат премии Комсомола Удмуртии имени Флора Васильева (1988), «Отличник печати» (1990). Кроме того, Федотов написал несколько научных статей по вопросу происхождения этнической группы бесермян, живущих на севере Удмуртии. В 1986 году выходит его первый поэтический сборник «Тӧдьы юсьёс берто» («Белые лебеди возвращаются»), в 1988 году второй – «Берекет» («Желаю добра»), за который М. Федотов был награжден премией имени Ф. И. Васильева. В 1991 году выходит третий по счету сборник – «Вӧсь» («Боль»). Четвертый и пятый сборники – «Вирсэр» и «Ӝуждала» – опубликованы уже после смерти поэта.

Цитата Править

Владимир Высоцкий, Олег Даль, Николай Ерёменко… А когда пришло известие о внезапной смерти актёра Владислава Галкина, волей бульварных изданий ставшего «главным дебоширом» страны, ноги не удержали меня: я рухнул на стул, и откуда-то выдохнулось: «Ах! Миша…» Настолько схожими оказались судьбы московского артиста и моего бесермянского друга, поэта от Бога - Михаила Федотова… За год до своей смерти Михаил Федотов пригласил меня в гости в свою родную деревню Ворца Ярского района. Там же, в нескольких километрах в сторону кировской границы, стоит и деревенька Бердыши, родина Флора Васильева, в своё время увидевшего в стихах ещё школьника Миши Федотова блестки настоящего поэтического таланта и благословившего его первые публикации. «Наши южные районы берут читателей количеством своих авторов, а мы - ярские северяне Флор и я, берём качеством - шутил потом Михаил Федотов, - да вот и Леша Ельцов спешит уж на подмогу. Так что нас мало - но мы есть!»

— «Известия Удмуртской Республики». №33(3573) - 2010.- Ближние родники Михаил Федотов (1958-1995)

…Миша обладал природным умом, тактом, он был воспитанным человеком. Это шло от семьи, от мамы, в нем заложены были высокие и благородные чувства и побуждения. Я это почувствовала в одной нашей длительной беседе. Как он тонко разбирался в поэзии, как зрело судил о ней, как знал цену творчества каждого из писателей! А теперь всех, стоящих у гроба, мучил вопрос: почему, неужели не могли спасти? Речь шла, к сожалению, не о врачах, которые сделали все, что могли, а о людях, его окружающих, его друзьях и коллегах. Не могу и с себя снять вины. И я ничего не сделала, чтобы протянуть руку помощи в его беде. Попытка одного из его друзей на панихиде объяснить его гибель одиночеством поэта, тяжестью творческого труда, тем, что у нас не берегут поэтов, не любят их (не берегут – да, не любят – нет) не была всей правдой. Нужна борьба общества, коллектива, всей художественной интеллигенции за каждого и за себя. Согревая душевной заботой, нужно оберегать друг друга от пагубных пристрастий и привычек, чтобы они не уносили преждевременно из жизни людей талантливых, чистых душой. А Миша Федотов был именно таким человеком, но слабым, не нашедшим в других опоры, а в себе – силы бороться с ними… Он был поэтом милостью божьей…

— Удмуртия. Выпуск «Удмурт дунне».- 1995.- № 77.- 20 мая.

Библиография Править

  • Кылбуръёс // Йыр вадьсын инбам: Егитъёслэн творчествозы. — Ижевск, 1984. — с. 56-57.
  • Тэдьы юсьёс берто. — Устинов, 1985. — 60 с.
  • Ымныртэм // «Молотлы» — 60. — Устинов, 1986. — С. 379. Берекет. — Ижевск, 1988. — 110 с.
  • «Вось». — Ижевск: Удмуртия, 1991. — 144 с.
  • Дунне кутске дор палъёсын = Мир начинается от родного порога : кылбуръёс / Михаил Федотов ; пер. В. И. Емельянова ; худож. В. Е. Владыкина ; [сост. И. В. Леонтьева ; послесл. В. Трефилова]. – Ижевск : Анигма, 2013. – 190 c.
  • Ӝуждала : кылбуръёс / Михаил Федотов. – Ижевск : Удмуртия, 2008. – 175 с.
  • Тӧдьы юсьёс берто : кылбуръёс / Михаил Федотов. – Устинов : Удмуртия, 1986. – 59 с.
  • Я жизнь свою не стану выпрямлять... : стихи / Михаил Федотов; [авт. вступ. ст. Вячеслав Ар-Серги]. – Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2013. – 36 с.

Литература Править

  • Самсонов Е. Сюлэме мур пычало // Сов. Удмуртия. — 1986. 4 апр.
  • Лаптев А. Сюресъёс дыртыто азьлане // Молот. — 1986. — № 5.С.56-57.
  • Шкляев А. Араны егит муртъёс лыктозы. — Устинов, 1986. С. 147—149.
  • Ромашов В. Первая книга // Удм. правда. — 1987. — 25 апр.
  • Хузангай А. Право на наследство: Молодая фин.-угор. поэзия Поволжья и Приуралья // Дружба народов. — 1988. — N2 9. С.223-226.
  • Шкляев А. С ориентацией на будущее // Вопр. лит. — 1988. N2 12. — С. 79-80.
  • Васильев С. Воринъяло лысву инзыос // Молот. — 1989. — N2 2. С.54-56.
  • Шибанов В.Л Кылбурлэн паймымон дуннеез. — Ижевск, 1994. С. 79-80.
  • Макарова Е. "Тыныд гинэ усьто мон сюлэмме … " // Кенеш. 1997.-N25.-C.60-61.
  • Ильина Н. Мифологические мотивы в лирике удмуртского поэта М. Федотова // Гуманитарное знание на пороге XXI века. — Ижевск, 1997. — С. 98.
  • Ар-Серги В. «Нош кошкиз со чебер нуналэ» // Удмурт дунне. 1998. — 8 окт.
  • Ильина Л «Озьы со висёнэ, васе мынам бардэ» // Кенеш. 1999. — N2 3. — С. 53-56.
  • Загребин Е. Чеброс // Инвожо. — 1999. — № 1/2. — С. 30-33.
  • Шибанов В. Уходящее уходит в будущее // Движение эпохи движение литературы: Удм. лит. ХХ в. — Ижевск, 2002. C.190-196.
  • Клементьев А. Образ бесермянского этноса в поэзии М. Федотова // Язык и общество. — Ижевск, 2004. — Вып. 1. — С. 86-88.
  • Сабиров Р. Всё течёт, но не изменяется // Луч. — 2004. — N2 9110.с. 9-16; Ащальчи. — 2003. -N2 5. — С. 6-10.
  • Ильина Н. Семантика образа огня в поэзии бесермянского поэта М. Федотова // Коми-пермяки и финно-угорский мир.- Кудымкар, 2005.- С.253-256.
  • Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник / Сост. А.Н. Уваров.- Ижевск, 2006.- Изд. 2-е. расшир. и доп.- С.114.

Источники Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики