Викия

Наука

Фашизм

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Padlock.svg
В связи с вандализмом редактирование этой страницы закрыто для незарегистрированных и новых участников.
С просьбой о снятии защиты обращайтесь на страницу Наука:Защита страниц.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) — политическая идеология диктаторского типа, представляющая государство как высшую ценность, а народ (нацию) — объединённой корпорацией людей, идея т. н. корпоративного государства. Возниклa на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Зародился в Италии в 1920-е гг., оформился в трудах Бенито Муссолини. Получило распространение в странах Европы и Северной Америке. В Норвегии, Италии, Венгрии, Словакии, Хорватии и Румынии фашисты пришли к власти.

Согласно Большой Российской Юридической Энциклопедии,

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от итал. fascio - пучок, связка, объединение) - идеология, политическое движение и социальная практика, которые характеризуются следующими признаками и чертами: обоснование по расовому признаку превосходства и исключительности одной, провозглашаемой в силу этого господствующей нации; нетерпимость и дискриминация по отношению к других "чужеродным", "враждебным" нациям и национальным меньшинством; отрицание демократии и прав человека; насаждение режима, основанного на принципах тоталитарно-корпоративной государственности, однопартийности и вождизма; утверждение насилия и террора в целях подавления политического противника и любых форм инакомыслия; милитаризация общества, создание военизированных формирований и оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. [1]

Основные черты фашизма Править

  • Огосударствление всех сторон жизни посредством создания системы массовых организаций;
  • Насильственные методы подавления инакомыслия(оппозиции), различных меньшинств, в том числе и сексуальных;
  • Тотальная система идеологического контроля, направленная на развитие и приумножение нации, сплочения народа под единым идеологическим строем;
  • Культивация консервативных, националистических идей, цель которых - отстаивание прав и свобод коренного населения;
  • Вождизм: культ личности дуче, каудильо, вождизм развит в основном по причине единоправия, когда у власти находится один единственный человек, являющийся по сути вождем нации, в чьи обязанности входит не только блага правления, но и ответственность перед собственным народом.
  • Антимарксизм, антикоммунизм, антибольшевизм, неприятие принципов либеральной демократии. Для фашистской идеологии все эти понятия являются неприемлемыми по причине того, что приводят к развалу государственного строя, раздроблению общества, подмене истории, уничтожению культуры.

Фашизм и религия Править

В фашистском государстве религия рассматривается, как одно из наиболее глубоких проявлений духа, поэтому она не только почитается, но пользуется защитой и покровительством.[2]

Фактически, религиозная мысль в фашистском государстве должна цензурироваться и контролироваться государственной системой по уже высказанной выше причине неприятия всякой либерализации.

Происхождение фашизма Править

История Править

Слово фашизм происходит от фасции (лат. fasces, итал. fascio) — связки розг с воткнутым топором, символизирующие высшую власть в Древнем Риме. Символ был перенят Б. Муссолини, как одна из попыток исторически связать преемственность фашизма Италии от Древнего Рима. Тем более, что в понимании Бенито Муссолини, первым фашистом был первый римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь.

Фашизм и гомосексуализм Править

Писатель Максим Горький в своей статье 1934 года «Пролетарский гуманизм» заметил: «Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет». В то время как ортодоксальный марксизм описывал фашизм как очередную стадию развития капитализма, авторы левых взглядов предлагали психоаналитические теории, связывающие фашизм с гомосексуализмом. Такого рода теории можно найти в работах представителей Франкфуртской школы Теодора Адорно, Эриха Фромма и Макса Хоркхаймера, а также у Жана-Поля Сартра и Жака Лакана. Согласно историку Кэролин Дин, первыми, кто заговорил о связи между фашизмом и гомосексуализмом, были участники левого движения в Германии в межвоенные годы[3]. Гарри Оостерхуис, писавший об антифашизме 1930-х годов, замечает, что «такие теоретики-социалисты как Вильгельм Райх стремились рассматривать гомосексуализм социо- и психологически как типично правое, националистическое, фашистское отклонение»[4].

Фашизм в современных СМИ Править

Сегодня в средствах массовой информации зачастую фашизмом называют любые действительные или мнимые проявления тоталитаризма в сочетании с идеей национальной или расовой исключительности, а также симпатии к нацистской символике и эстетике. Фашизмом также часто (хотя и неверно) называют национализм, особенно, его вариант основанный на обращении к прошлому, его романтизации и идеализации. На практике, особенно в среде дилетантов, слово «фашизм» стало просто ругательным словом в политической демагогии, потеряв своё смысловое содержание.

История Править

См. также Править

Ссылки Править

  1. Из статьи на сайте Пермского Регионального Правозащитного Центра
  2. Бенито Муссолини. Доктрина Фашизма. Paris-8-eme, "LА RENAISSANCE", 1938. Пер. Новиков В. Н.
  3. Dean, Carolyn J. 2004. The Fragility of Empathy after the Holocaust. (Ithaca, NY), chap. 4.
  4. Oosterhuis, Harry, The ”Jews” of the Antifascist Left: Homosexuality and the Socialist Resistance to Nazism. in Journal of Homosexuality (ISSN 0091-8369) Volume: 29 Issue: 2/3
Логотип «Викисловаря»
В Викисловаре есть страница о термине «Фашизм»

Шаблон:Wikisource

Библиография

  • Галкин А. Российский фашизм// Социологический журнал, № 2, 1994. С.17-27.
  • Ганелин Р., Bune O. и др. Национальная правая прежде и теперь.
  • Илюшенко В.Русский фашизм и религия// Диа-Логос. 1998—1999. Вып. II.160-172.
  • Лакер У. Черная сотня: происхождение фашизм в России — М.: Текст, 1994.
  • Лихачев В. Современная русская правая и антисемитизм: эскалация конфликта или примирение? — Тирош. Труды второй молодежной конференции СНГ по иудаике. Вып. II. М.: 1998. С.146-153.
  • Мороз Е. Ведизм и фашизм// Барьер, № 3, 1993. С. 4-8.
  • Соловей В. Фашизм в России: концептуальные подходы — Демократия и фашизм. М., 1995. С.45-54.
  • Стефан Д. Русские фашисты. Трагедия и фарс в эмиграции, 1925—1945 — М.: Слово, 1992.
  • Умланд А. Старый вопрос, поставленный заново: что такое «фашизм»? (теория фашизм Роджера Гриффина)// Политические исследования, № 1 (31), 1996
  • Филатов С. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ// Полис (политические исследования), № 3, 1999.
  • Шнирельман В. Евразийцы и евреи// Вестник Еврейского университета в Москве, № 12 (11), 1996. С.4-45.
  • Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ — Под ред. Верховского А. М.: РОО «Панорама», 2002.
  • Agursky M. The Third Rome: National Bolshevism in the USSR — Boulder, 1987.
  • Allersworth W. The Russian Question: Nationalism, Modernization, and Post-Communist Russia — Lanham, MD: Bowman and Littlefild, 1998.
  • Antisemitism, Xenophobia and religious Persecution in Russia’s Regions — Washington, 1999.
  • Brundy Y. Reinventing Russia. Russian Nationalism and the Soviet State, 1953—1991 — Cambridge, Massachusetts, London: Harvard university press, 1998
  • Die schwarze Front: Der neue Antisemitismus in der Sowjetunion — Reinberk bei Hamburg, 1991.
  • Dunlop J. The Faces of Contemporary Russian Nationalism — Princeton: Princeton university press, 1983.
  • Dunlop J. Alexander Barkashov and the Rise of National Socialism in Russia// Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 1996, Vol. 4, № 4. P.519-530.
  • Griffin R. The Nature of Fascism — London, 1993.
  • Griffin R. Fascism — Oxford, 1995.
  • Laquer W. Black Hundred: The Rise of the Extreme Right in Russia — New York, 1993.
  • Parland T. The Rejection of Totalitarian Socialism and Liberal Democracy: A Study of the Russian New Right// Commentationes Scenarium Socialium, 46th Vol., Helsinki, 1993.
  • Pribylovsky V. A Survey of Radical Right-Wing Groups in Russia// RFE/RL Research Report, № 16, 1994.
  • Pribylovsky V. What Awaits Russia: Fascism or a Latin American-style Dictatorship?// Transition, vol. I, № 23. 23 June 1995.
  • Shenfield S. Russian Fascism: Traditions, Tendencies, Movements — USA: M.E.Sharpe, 2000.
  • Simonsen S. Alexander Barkashov and Russian National Unity: Blackshirt Friends of the Nation// Nationalities Papers, Vol.24, № 4.
  • Williams Ch., Hanson S. National-Socialism, Left Patriotism, or Superimperialism? The «Radical Rigth» in Russia. — The Radical Right in Central and Eastern Eurpoe since 1989. Ed. by Ramet S. The Pennsylvania State University Press, University Park, Pennsilvania, 1999. P. 257—279.

Викия-сеть

Случайная вики