ФЭНДОМ

Адальберт Фальк (нем. Adalbert Falk, 10 августа 18277 июля 1900, Гамм) — прусский государственный деятель. Был прокурором при различных прусских судах; вместе с Рённе, Генрихом Симоном, Кохом и Грэфом составил «Ergänzungen und Erläuterungen der preussischen Rechtsbücher» (изв. под именем «Fünfmännerbuch»).

В 1861 г. призван на службу в министерство юстиции в Берлин. В 1858—1861 и 1867—1882 гг. был членом прусской палаты депутатов, в 1867 г. — членом учредительного северогерманского рейхстага, в 1873—82 г. — германского рейхстага. Сначала (1858—1861) он входил в состав небольшой партии Матиса; после 1867 г. не принадлежал ни к одной партии, за исключением периода 1878—1879 г., когда примкнул к имперской партии, и 1881—1882 г., когда присоединился к национал-либеральной партии, к которой он все время был очень близок.

Вообще по своим воззрениям он был умеренный либерал, сторонник сильной государственной власти, решительный противник политических притязаний церкви, в особенности католической, сторонник объединения Германии и германизации ненемецких элементов страны. Это побудило Бисмарка, когда он решил вступить в борьбу с католическим духовенством и партией центра, поручить Фальку вместо удаленного им Мюлера пост министра народного просвещения и культов (янв. 1872). С этих пор имя Ф. тесно связано с историей культуркампфа.

Первым его делом было проведение закона о государственном контроле над школами (Schniaufsichtgesetz), подготовленного еще Мюлером и подорвавшего влияние как католической, так и евангелической церкви на низшие школы Пруссии. Затем при его ближайшем участии были проведены майские законы (см. Культуркампф); все резкие полицейские меры против католических духовных были приняты либо непосредственно им, либо по крайней мере с его молчаливого одобрения. Точно так же он сурово преследовал польские школы. Вместе с тем, однако, Ф. принял длинный ряд мер для реформирования как низшего, так и высшего образования Пруссии; число школ и иных учебных заведений было значительно увеличено, материальное положение учителей поднято, они сделаны более независимыми от вмешательства властей. Таким образом, память Ф. связана как с ростом и улучшением народного образования и уменьшением государственного полновластия по отношению к учителям, так и с грубым полицейским произволом по отношению к католическому духовенству.

В 1879 г., когда Бисмарк ради проведения своей протекционной системы стал нуждаться в поддержке центра, он пожертвовал Фальком, которого заместил Путткаммером; в деле народного просвещения наступила реакция. Ф. принял горячее участие в выборах в прусский ландтаг, отстаивая свои взгляды и протестуя (в опубликованном в газетах письме) против нового направления правительства. В 1882 г. он получил назначение на пост председателя судебной палаты в Гамме и сложил с себя депутатские полномочия как в ландтаге, так и в рейхстаге.

Собрание его речей («Reden, 1872—79 г.», Берл., 1880) осталось неоконченным.

См. Править

  • Fischer, «Adalbert F., Preussens einstiger Kultusminister», (Ганновер, 1900).

de:Adalbert Falk

en:Paul Ludwig Falk

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики