ФЭНДОМ

Шарль Николя Фавье (барон Fabvier), (17831855) — французский политический деятель и филэллин.

Во время террора ещё мальчиком был арестован вместе с матерью, но скоро освобожден. Учился в Политехнической школе. Служил в артиллерии, принимал участие в Наполеоновских войнах. В неудачной для французов битве при Дирнштейне (11 ноября 1805 г.) он своей отвагой спас корпус Мортье от окончательного уничтожения.

В 1807 г. служил в Далмации под начальством маршала Мармона, который сделал его своим адъютантом.

В 1807 г. был послан в Константинополь для укрепления его против ожидавшегося нападения англичан, затем в Персию, где он укрепил Испагань на случай войны с Россией.

В 1811 г. отправился в Испанию, где принял участие в нескольких сражениях. После неудачной Арапильской битвы (22 июля 1812 г.), в которой был тяжело ранен Мармон, последний отправил Ф. к императору с подробным донесением о положении вещей. Ф. нагнал Наполеона под самым Бородиным и принял участие в Бородинской битве, в которой потерял правую ногу. Через несколько месяцев, однако, он вновь поступил в армию.

В марте 1814 г. он, находясь под командой Мармона, защищал Париж; 31 марта был послан для заключения капитуляции Парижа, которую и подписал от имени маршалов Мармона и Мортье.

После реставрации Бурбонов он присоединился к ним. Во время «Ста дней» он не принял поста, предложенного ему Наполеоном, но все-таки вел себя несколько двусмысленно и возбудил неудовольствие Людовика XVIII. в 1817 г. он вместе с Мармоном был отправлен в Лион для расследования волнений и для их умиротворения. Его расследование было ведено с таким беспристрастием и настолько задело многих высокопоставленных лиц, что продолжение службы оказалось для него невозможным. Он занялся торговыми делами.

Полиция подозревала его в участии в политических заговорах и продержала его два месяца (в 1822 г.) в тюрьме, но по недостатку улик освободила.

В 1823 г. он отправился в Испанию и поступил там на военную службу к революционному испанскому правительству. Когда войска Людовика XVIII вступили в пределы Испании, Ф. сражался против них. После вступления французов в Мадрид Ф. бежал в Грецию.

Получив под свою команду отряд греков и иностранных добровольцев, он принял горячее участие в действиях против турок в Морее. В 1825 г. он был послан греческим правительством в Англию, Германию, Швейцарию и Италию с целью побудить правительства к активному заступничеству за греков и вместе с тем для пропаганды филэллинизма. В августе 1826 г. Ф. двинулся к Афинам, угpoжaeмым Решидом-пашой; разбитый при Хайдаре, он должен был отступить, но в декабре вернулся с отрядом в 500 чел., ночью пробился через турецкие войска и укрепился в Акрополе, который защищал до июня 1827 г. Мужественная защита Акрополя оказала громадную услугу делу освобождения Греции. Тем не менее его сдача и затем неудачная экспедиция на о-в Хиос (1828) подорвала популярность Ф. среди греков, тем более, что Ф. принял участие в политических интригах, агитируя за молодого герцога Немурского как кандидата на греческий престол. Когда в Грецию был отправлен французский отряд, Ф. был к нему прикомандирован.

В 1830 г. он принял участие в Июльской революции, после чего был некоторое время начальником генерального штаба парижской национальной гвардии.

После революции 1848 г. временное правительство отправило его посланником в Константинополь. В 1849 г. избран в законодательное собрание, где заседал на правой.

После его смерти в Афинах воздвигнута в его честь статуя.

Он написал «Journal des op érations du VI corps pendant la campagne de 1814 en France» (П., 1819).

Библиография Править

  • Debidour, «Le g énéral F., sa vie et ses é crits», в «Annales de l’Est» (1892).

de:Charles Nicolas Fabvier

fr:Charles Nicolas Fabvier

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики