ФЭНДОМ

Иоганн Фабер (нем. Johann Faber, 14781540) — гуманист и католический богослов.

Сын кузнеца Хейгерлина. Ещё юношей поступил в доминиканский орден; был священником, потом викapиeм констанцского епископа. Сначала примкнул к либеральному крылу церковных деятелей, был в дружбе или переписке с представителями реформы на гуманистической основе (Эразм Роттердамский, Пиркхеймер, Цвингли, Эколампадий, Меланхтон), обсуждал способы устранения церковных злоупотреблений мирным путем, но с 1520 г. стал решительным врагом Реформации. Решающим моментом в его жизни в этом отношении была поездка в Рим при Папе Адриане VI (1521—22); с этого времени он противодействует реформационному движению речами и сочинениями, прениями и проповедями, не упуская случая оказать давление на князей и города при помощи дипломатических сношений и всякими иными способами.

Став епископом Венским (1531) и духовником короля Фердинанда, Ф. говорил венецианскому послу: «Если бы не король да не я, то все австрийцы поделались бы лютеранами или чем-нибудь хуже того!» Он писал против брака священников, принял участие в цюрихском диспуте по поводу мессы и почитания святых (1523), выступал в разных частях Германии в качестве странствующего проповедника, громил анабаптистов, старался привлечь швейцарские кантоны к союзу с Австрией, принимал участие в рейхстагах, в качестве дипломата ездил в Испанию и Англию, способствовал преследованию протестантов в Австрии, участвовал в составлении Confutatio confessionis Aug.

С целью укрепления католической церкви он призывал на должности священников лучших людей, заботился о их образовании, устроил семинарию и библиотеку в Вене, учредил, частью на свои собственные средства, разные богоугодные и благотворительные учреждения, особенно для студентов. Его единоверцы выставляли его образцом архиерея; друзья реформы видели в нём самого деятельного и опасного врага Реформации.

Библиография Править

Неполное собрание его сочинений и проповедей издано в 1537 г. в Кёльне; монографию о нём написал Кеттнер в 1737 г. (Лейпциг); см. Wagenmann в «Theol. Real-Encyclopädie» (IV, 475, 2-е изд.) и Horawitz в «Allg. Deutsche Biographie» (XIV, 435).

en:Johann Faber

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики