ФЭНДОМ

Петер Карл Фаберже (18 (30 мая) 1846, Санкт-Петербург24 сентября 1920, Лозанна) — российский ювелир, основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Отец Петера Карла Фаберже, Густав Фаберже, по происхождению из рода гугенотов, был скромным ювелиром, имевшим своё дело с 1841 г. В 1860 г. четырнадцатилетний Карл Фаберже вместе с родителями переезжает в Дрезден. Оттуда отец посылает его в путешествие по Европе, он останавливается на более длительное время во Франкфурте-на-Майне, во Флоренции и в Париже. Вернувшись в Петербург в 1866 г., Фаберже — теперь уже полноправный мастер — работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. к фирме присоединяется финский ювелир Эрик Колин, а в 1872 г. Карл Фаберже становится хозяином мастерской своего отца. Колин — его первый главный мастер.

Файл:Faberge store.jpg

Учётные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже всё чаще упоминался в учётных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Ниша, во вкусах и запросах публики, открытая гением Фаберже, теперь заполнялась с его помощью — это был нескончаемый поток полезных вещей — портсигаров, ламп, звонков, часов, — превосходивших друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Приобретая эти дорогие игрушки и безделушки, вы попадали в круг «избранных». Фаберже располагал группой уникально одаренных дизайнеров и высочайшей квалификацией своих избранных мастеров. Благодаря постоянному новаторству он легко опережал своих конкурентов. Именно это стремление к новизне позволяло ему утверждать, что в конце каждого года он отправлял в переплавку все вещи, которые оставались непроданными. Фаберже мог с гордостью сказать о себе в интервью журналисту: «…если сравнить с моим делом такие фирмы, как Тиффани, Бушеран, Картье, то у них, вероятно, найдется драгоценностей больше, чем у меня. У них можно найти готовое колье в 1,5 млн. рублей. Но ведь это торговцы, а не ювелиры-художники. Меня мало интересует дорогая вещь, если её цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга». Это кредо отличало Фаберже от его конкурентов. Он также заявлял, что любая вещь, не соответствующая его жестким стандартам совершенства, уничтожалась.

Пышные празднества в ознаменование 300-летия Дома Романовых, вылившиеся в апофеоз правления династии, для Фаберже означали последний бурный всплеск в количестве заказов. Он проектирует и изготовляет множество предметов и ювелирных изделий с эмблемой Дома Романовых и с датами 1613—1913 гг., включая хранящееся сейчас в Кремле пасхальное яйцо «300-летие Дома Романовых». В документах Кабинета Е. И. В. содержатся сведения о мелких украшениях: значках, булавках, брошках.

С объявлением войны в 1914 году эра Фаберже, проходившая для него под знаком императорской щедрости и покровительства, должна была завершиться. После эйфории первых побед пришли крупные поражения и потери, для всех наступили трудные времена. Для этих лет Фаберже характерны два пасхальных яйца (1915 г.), их дизайн признан отобразить деятельность императрицы и ее дочерей в Красном кресте.

6 ноября 1916 г. Фаберже — в качестве меры предосторожности в трудные времена — организовал акционерное общество совместно с Аверкиевым, Бауэром, Бызовым и Маркетти. 1917 год принес крушение старого мира: последовали Февральская революция, отречение царя 2 (15) марта, арест царской семьи и, наконец, Октябрьская революция. Фирма попала в руки так называемого «Комитета работников товарищества и компании Фаберже» и продолжала действовать в этом качестве до ноября 1918 г. В конце 1917 г. Карл Фаберже закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Он перебрался в Ригу, откуда в Берлин, дальше в Гомбург на Таннасе, потом в Висбаден, где заболел. В июне 1920 г. его жена Августа Богдановна Якобс (дочь придворного столярного мастера) и старший сын Евгений перевезли его в Лозанну. Здесь он скончался 24 сентября 1920 г. и по его желанию был кремирован.

Файл:Madonna Lily Egg.jpg

Пасхальные яйца Фаберже. Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже императором Александром III в 1885 г. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим, десять — для царя Александра III, которые тот каждый год, вплоть, до смерти в 1894 г., дарил своей жене Марии Федоровне; и еще 44 — в период между 1895 и 1916 гг. — для царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Фёдоровны. В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году. Благодаря усилиям российского бизнесмена Виктора Вексельберга коллекция Форбса, приобретенная за 100 миллионов доларов, вернулась на Родину в 2004 году.

Ссылки Править

da:Peter Fabergé de:Carl Peter Fabergé en:Peter Carl Fabergé eo:Peter Carl Fabergé es:Carl Fabergé fi:Peter Carl Fabergé fr:Pierre-Karl Fabergé lb:Peter Carl Fabergé mk:Петар Карл Фаберже nl:Peter Carl Fabergé pt:Peter Carl Fabergé sv:Peter Carl Fabergé

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики