ФЭНДОМ

ГУП УР «Книжное издательство «Удмуртия» — расположено в Удмуртии в Ижевске. Издательство выпускает художественную, детскую, учебную, краеведческую, справочную, научную, научно-популярную литературу. Книги издаются на русском и удмуртском языках.

История Править

Издательство «Удмуртия» было создано в сентябре 1919 год</nowiki>а как издательский отдел Удмуртского комиссариата при Наркомнаце РСФСР[1]. Первые книги вышли в 1920 году

Отдел, возглавляемый поэтом, учёным, общественным деятелем К. П. Чайниковым, издавал на удмуртском языке русскую и мировую классику, произведения удмуртских писателей. 

В 1922 году на базе отдела образовалось Вотское кооперативное издательское товарищество «Удкнига». Увидели свет многие популярные в то время книги и брошюры для крестьян и рабочих, среди которых: «Грамматика удмуртского языка» С. П. Жуйкова (1923), «Первоначальный учебник вотяцкого языка для русских» (1924), книга Н. А. Рубакина «Кыр животъёслэн ужъёссы сярысь» («Рассказы о делах в царстве животных») в переводе М. Ильина (1924). Появились первые библиотечные серии: «Ленинская библиотечка», «Обязательные книги для крестьян», «Дешевые книги по медицине» и др. 

В 1931 году «Удкнига» была преобразована в Удмуртское государственное издательство «Удгиз». 

С апреля 1964 года книжное предприятие носит название «Удмуртия». 

За 95 лет своего существования издательство «Удмуртия» выпустило свыше 9000 наименований книг, учебников, брошюр на русском и удмуртском языках общим тиражом более 90 млн. экз.[2]

Значительное место занимало издание избранных произведений  на русском и удмуртском языках — русской, советской и мировой классической литературы. В разные годы увидели свет произведения русских и удмуртских писателей и поэтов, ставшие впоследствии национальной классикой, многие из которых стали национальной гордостью. Это произведения Ф. Васильева;  М. А. Коновалова; Т. А. Архипова; Э. Батуева; В. Болтышева; В. М. Ванюшева; И. Г.  Гаврилова; Айво Иви; Кедра Митрея; М. Федотова; Ашальчи Оки; С. Широбокова; С. Самсонова; О. Поскрёбышева; Ф. Кедрова; М. Коновалова; Г. Красильникова; М. Лямина; З. Богомоловой; Е. Загребина; О. Хлебникова; Е. Шумилова; В. Емельянова; М. Петрова; Г. Медведева и др.

Ежегодно выходит в свет около 50—70 изданий разного жанра и тематики. Появились новые серии: «Память Удмуртии», «Русская классика на удмуртском языке», «Феномен Удмуртии», «Моя малая Родина», «Человек. Писатель. Время» и др.

Издательство «Удмуртия» сотрудничает со многими предприятиями, организациями и ведомствами, при поддержке которых публикуются книги современных русских и удмуртских литераторов, живущих в республике О. Ведровой, А. Вепрёва, В. Голубева, А. Ельцова, А. Карпова, Л. Кривошеева, Л. Кутяновой,  Паздериной, А. Пушкиной,  Ю. Разиной и др.[3]

Aquote1 Книга — составной элемент культуры. Это один из основных факторов, определяющих уровень развития общества как материальное воплощение научной и художественной мысли. Книга способствует формированию и укреплению духовного менталитета, интеллектуального потенциала, сохранению и развитию языка каждого народа. В многонациональном государстве книгоиздание должно быть важнейшей частью социальной политики, ведь в конечном итоге это стабильность, гражданское единение и консолидация общества.[4] Aquote2

Ю.В.Кузнецов, директор книжного издательства «Удмуртия»

Руководители издательства Править

  • И. М. Васильев
  • М. И. Волков
  • М. П. Петров
  • П. М. Яшин
  • Ю. В. Кузнецов ( С 2001 г.)

Награды Править

  • 1989 г. — Государственная премия УАССР за подготовку и выпуск фотоальбома «Удмуртское народное искусство» (автор-составитель К. М. Климов, фотограф М. В. Егоров).
  • Лауреат Х Конкурса Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) «Лучшие книги 2000 года» — за создание первой национальной региональной энциклопедии «Удмуртская Республика».
  • Около 30 изданий удостоены дипломов Всесоюзного и Всероссийского конкурсов «Искусство книги».

Примечания Править

Литература Править

  • Емельянов Л. П. Печать Удмуртии : из истории возникновения и развития партийно-совет. печати Удмуртии (1905-1934) / Л. П. Емельянов. – Ижевск : Удмуртия, 1964. – 82 с.
  • Национальное книгоиздание Удмуртии : страницы истории и современности. – Ижевск : Удмуртия, 2005. – 200 с. : фот.
  • Фролова Г. Д. Удмуртская книга : история книгопечатания. Соврем. кн. / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1982. – 232 с. : ил.
  • Кузнецов Ю. Национальное книгоиздание : век XX / Ю. Кузнецов // На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934-2004. – Ижевск, 2006. – С. 286-292.
  • Органы управления в области печати // Органы государственной власти и управления Удмуртской АССР (1918-1980 гг.) : справочник. – Ижевск, 1986. – С. 274-277.

Ссылки Править