ФЭНДОМ

1703 - 1769

Россия (СССР)

Русский поэт, переводчик и филолог. Первый русский не-дворянин, получивший образование за границей. Наряду с М.В. Ломоносовым – один из первых академиков в России.

Родился в семье священника. В1723 году убежал из семьи в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Не закончив курса в Академии, Василий Тредиаковский уехал Голландию. Позже обучался в Париже.

За границей он приобрёл знания в области европейской философии, литературы и теории словесности.

Вернувшись в 1730 году в Россию, он фактически был один из наиболее образованных людей своего времени.

В 1732 году В.К. Тредиаковский принят на службу в Петербургскую академию наук, с обязательством, цитирую:  «вычищать язык русской пишучи как стихами, так и не стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику, которую он начал, и трудиться совокупно с прочими над дикционарием русским; переводить с французского на русский язык всё что ему дастся».

Кроме этого, он:

- обучает основам русского языка Президента академии - немца Германа Кейзерлинга;

- сочиняет для царского двора торжественные речи и льстивые стихи.

В Академии В.К. Тредиаковский много занимается переводами исторической литературы европейских авторов, а также издал в стихах вольный перевод «Приключений Телемаха», что вызвало насмешки при дворе Екатерины II, а имя автора надолго стало символом бездарного поэта.

В 1735 году В.К. Тредиаковский издал: «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских».  Одно из утверждений автора, содержащийся в этой работе, что в русских стихах могут использоваться характерные для французской поэзии и так называемые «женские рифмы» -  где ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Против этого – и ряда других предложений - возражал М.В. Ломоносов. Например,  в своих эпиграммах на Тредьяковского он писал так:

«Языка нашего небесна красота,

Не будет никогда попрана от скота...»

На что В.К. Тредьяковский отвечал:  

«Когда по твоему сова и скот уж я, 

То сам ты нетопырь и подлинно свинья».  

В 1745 году В.К. Тредиаковский – как и М.В. Ломоносов – по Указу императрицы Елизаветы становится Академиком.

В.К. Тредиаковский – автор гипотезы о славянском происхождении варяжских князей, которую он пытался обосновать сопоставлением слов.

В подобных изысканиях многие утверждения В.К. Тредиаковского откровенно наивны: так, он считал, что слово «скифы» производит от скиты («скитаться»); «Париж» - от «парить»; «Мадрид» - от «мудрить»,  а  «Норвегия» - это искажённое «наверхие», то есть страна, находящаяся наверху карты и т.п.

В 1759 В.К. Тредиаковский был уволен из Академии наук, но он продолжал трудиться над переводами и собственными сочинениями.

Ссылки Править

Академик Тредиаковский Василий Кириллович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики