ФЭНДОМ

Файл:TopazUSGOV.jpg
Файл:Topaz-2.jpg

Топа́з — драгоценный камень, минерал из группы островных силикатов алюминия (Al2[SiO4](F, OH)2). Примеси Fe2+, Fe3+, Ti, Cr, V и др. Кристализуется в ромбической сингонии, ромбо - дипирамидальный.

ЭтимологияПравить

Название топаз получил по месту первой его находки на острове Топазиос (Топазион) в Красном море, в настоящее время — остров Зеберген, по другой версии — от санскритского слова «топас» — огонь. Синоним - "тяжеловес" (старое название уральских рудокопов, по большому уд. весу)

Свойства Править

Цветовая гамма топаза разнообразна: от коричнево- и винно-желтого до голубого, розового, золотистого, оранжевого и красновато-оранжевого (редко). Чаще - бесцветный. Встречаются полихромные топазы, когда разные участки или зоны одного кристалла имеют разную окраску (обычно голубой/винно-жёлтый). Твердость 8; плотность 3,49-3,6 г/см3. Спайность совершенная в одном направлении по (001). Излом раковистый. Блеск сильный, стеклянный, на плоскостях спайности - перламутровый. Очень устойчив, в кислотах не растворяется. Разлагается фосфорной солью.

Топаз — один из эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапанья — шкалы Мооса (минералогической шкалы твердости).

Формы нахождения Править

Обычен в кристаллах. Кристаллы ромбо-призматические или кроткостолбчатые. Иногда крупные, известны находки кристаллов массой до 60-80 кг. и более. Грани призмы обычно немногочисленны, а головки кристаллов бывают весьма разнообразны и богаты гранями. Характерны признаки природного растворения, проявляющиеся в конусовидных и сосковидных формах на головках кристаллов и в углублениях и бороздах в форме отрицательных тетрагональных пирамид на призме. Также параллельно-шестоватые крупнокристаллические сростки, скрытокристаллические "яшмоподобные" образования, лучистые и тонкопластинчатые (пикнит) образования.

Происхождение Править

Один из наиболее типичных минералов грейзенов и гранитных пегматитов. В некоторых обогащенных фтором гранитах образуется из расплава. В онгонитах он породообразующий минерал. Встречается также в гальке россыпей.

Сопутствующие минералы - дымчатый кварц или морион, флюорит, касситерит, слюды, полевые шпаты, турмалин, лепидолит.

Месторождения Править

Наибольшее число находок топаза в Ильменcком минералогическом заповеднике в России (Урал) приходится на гранитные пегматитовые жилы. В Ильменах обнаружено большое количество пегматитовых жил, в которых встречаются топазы. Знаменитыми во всем мире, особо выдающимися и потому успешно выдерживающими конкуренцию на мировом рынке стали всего пять уральских драгоценных камней и среди них топаз. С открытия топазов началась слава Ильменских гор. В Ильменах топаз встречался не только бесцветный, но и более ценный — голубой. Здесь находили топазы массой до 30 кг. Топазы встречаются на Урале в четырех различных формациях, причем для каждой характерна определенная окраска самоцвета и формы кристаллов.

Бесцветные топазы, нередко в виде крупных кристаллов, интенсивно добывались в свое время из друзовых полостей амазонитовых гранитных пегматитов Ильменогорского самоцветного пояса, впервые обнаруженные казаком Прутовым еще в начале XIX века. Из них добыто несколько тонн прозрачных кристаллов. Наиболее крупные кристаллы топаза имели массу до 10 кг. Обломки кристаллов топаза употреблялись преимущественно как ювелирное сырье.

Голубые и желтые топазы характерны для жильных гранитных пегматитов топазо-бериллового типа с друзовыми полостями в Мурзинско-Адуйском самоцветном поясе, ярко-голубые — для сложнопостроенных гранит-пегматитовых тел, и, наконец, малиновые и розовые топазы были встречены только в кварцевых жилках около восточного тектонического шва Кочкарского мегантиклинория на Южном Урале.

Суммируя общие перспективы Урала по топазовой минерализации, А. Е. Ферсман в 1925 г. писал: «Россия может гордиться своими топазами, которые по красоте тона, чистоте воды и величине кристаллов занимают исключительное место среди топазов всего света: по качеству русский топаз выделяется среди всех топазов известных месторождений, причем красота нежно-голубого топаза Мурзинки, красновато-фиолетовый тон топазов Санарки и Каменки — всё это составляет гордость русских цветных камней».

Топаз массой в 5 тонн найден в Бразилии. В большом количестве винно-жёлтые и голубые топазы находят на Волынском месторождении (Украина) — в 1965 году в одной из шахт обнаружили винно-желтый кристалл топаза массой 117 кг. В горах Шри-Ланки еще в древности были обнаружены месторождения драгоценных камней топазов.

История Править

Как свидетельствует древняя хроника «Махаванса», этими камнями украшали свои короны многие короли и султаны в других странах. В России топазы известны с XVIII в. Называли их из-за высокой плотности «тяжеловесами». За блеск и красоту его почти до середины XIX века называли «сибирским алмазом». Однако слава «сибирского алмаза» оказалось недолгой, так как копи, где его находили — Прутовская, Кочевская и Трубьевская — были довольно скоро выработаны.

Форма и огранка Править

Цвет топазов меняется в зависимости от примесей. Благодаря своему красивому цвету, прозрачности и блеску топазы применяются в ювелирном деле как драгоценные камни. Как драгоценный камень, обладающий высокой твердостью, прозрачностью, красивым цветом и дисперсией, топаз подвергается огранке. Топазы в огранке очень яркого искристого блеска. Цвет топаза разнообразен: нежно-голубой, синий, синевато-зеленый, желтовато-зеленый, золотистый винно-желтый, оранжевый, розовый, бледно-фиолетовый, красно-фиолетовый, красный различных оттенков. Бывают и полихромные — когда различные участки кристалла отличаются по окраске. Голубые и синие тона обусловлены примесями железа; розовые — трехвалентным железом; фиолетовые оттенки придает топазу хром.

Наиболее популярная прозрачная драгоценная разновидность топаза имеет золотистый цвет. Реже встречаются и менее любопытны красные и фиолетово-красные топазы. Топазы прекрасно электризуются, как и корунды, турмалины, аметисты, хризолиты. И, наконец, колебание — это плавные, как бы перетекающие один в другой без резких границ изменения цвета. Такое свойство имеют призмочки турмалина (от светло-зелёного до розового), крупные образцы топаза, флюорита. Топаз обладает особой внутренней игрой света, напоминая прозрачностью капли утренней росы. Раухтопаз (дымчатый кварц) — часто путают с топазом из-за сходства названий, хотя он и имеет совершенно иной оттенок, твёрдость и легко отличим по удельному весу(топаз намного тяжелей).

Известные топазы Править

В Алмазном фонде России хранится старинный испанский орден «Золотое руно», верхняя часть которого состоит из пяти крупных бразильских топазов.

Прозрачный, пронизанный удивительным голубым внутренним свечением топаз — знаменитость (весом 2 кг. 117 гр.), внесенная в учебники по минералогии многих стран, был найден в Житомирской обл. в Украине (Володарск-Волынское пегматитовое поле) и назван «Академик Ферсман».

Топаз «Сказка» весом 2,2 кг. тоже не имеет аналогов в царстве минералов. Идеально прозрачное тело кристалла содержит включения флюорита в форме зонтиков цветка одуванчик, создающие внутри камня фантастический пейзаж. Уникальный самоцвет оценен в двести тысяч рублей.

Один из бесцветных топазов долгое время считали самым крупным алмазом и называли его «Браганза». Он принадлежал королю Португалии и имел форму куриного яйца. Масса топаза составляла 1640 карат ( ~ 336 гр.), а стоимость — 57 млн. фунтов стерлингов. Камень был найден в Бразилии, принят за алмаз и вставлен в королевскую корону Португалии.

В музее Московского университета хранится громадный кристалл топаза цвета морской воды; длина его 3 дюйма без двух линий, а ширина около пяти линий. Вес мурзинских топазов (Урал) достигает пяти фунтов, а ценность - до нескольких тысяч за каждый экземпляр.

Легенды о свойствах топазаПравить

Существуют определённые поверия, связанные с топазом. Согласно гороскопу это камень родившихся под знаком скорпиона, камень ноября.

Цвета и цены. Править

В качестве драгоценного камня бесцветный топаз пользуется малым спросом и стоит недорого. Но по-прежнему ценятся экземпляры, природноокрашенные в золотисто-розовый, голубой и винно-жёлтый цвета. Бесцветный топаз слишком слабо отличается от кварца. Однако он сохранил свою привлекательность для минералогических коллекций. Кристаллы топаза часто огранены множеством граней. Особо ценятся прозрачные кристаллы с включениями и "полихромные", двухцветные кристаллы. Например, встречаются редкие экземпляры топаза с зонами голубого и винно- жёлтого цвета в одном кристалле. После огранки они за счёт смешения составных цветов выглядят зеленоватыми.

В Рио-де-Жанейро интересно посетить магазины драгоценных камней. Можно даже посетить мастерские и увидеть ювелиров за работой. Славится магазин Stern на улице Visconde de Piraja, 479, Ipanema. Здесь Вы увидите многоцветные колье, сделанные из желтых топазов, красных гранатов, розовых турмалинов, фиолетовых аметистов и синих топазов. И всё бы хорошо, но природные топазы не родятся синими, им бывает присуща нежно-голубя, благородного оттенка окраска. А синими можно сделать бесцветные от природы топазы искусственной обработкой по специально разработанной технологии. Опытный глаз сразу отличит вызывающе-яркую искусственную окраску от настоящей, а вот неискушённому покупателю следует быть осторожней.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики