ФЭНДОМ

Файл:Tintorettoselfportrait.JPG

Якопо Робусти, более известный как Тинторетто, Робусти (Jacopo Robusti, Tintoretto; 15181594) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Биография Править

Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нем опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano».

Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной легкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:

  • «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств)
  • «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность
  • в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в венецианской академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Cанта-Mapиa делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же)
  • многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в галерее Питти, во Флоренции), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).
Файл:Jacopo Tintoretto 001.jpg

Еще с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Тинторетто его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти (15621637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

Ссылки Править

de:Jacopo Tintoretto

en:Tintoretto es:Tintoretto et:Tintoretto fi:Tintoretto fr:Le Tintoret gl:Tintoretto he:טינטורטו it:Tintoretto ja:ティントレット nl:Tintoretto pl:Jacopo Tintoretto pt:Tintoretto sv:Tintoretto

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики