ФЭНДОМ

Wikitext-ru
Эту статью следует викифицировать.
О других Тимеях см. Тимей (значения)

Тимей (др.-греч. Τίμαιος; около 356 — около 260 до н. э.) — древнегреческий историк, сын Андромаха, основателя Тавромения. Автор ряда сочинений, из которых наиболее значительное «История» (в 38 или 43 книгах).

Тимей принимал деятельное участие в политической борьбе, происходившей на его родном острове Сицилии; был сторонником Тимолеона; изгнанный тираном Агафоклом (ок. 317 г.), переселился в Афины; по мнению одних, он там и умер, по мнению других — при Гиероне II вернулся на родину. Дожил до глубокой старости (умер около 250 г. до н. э.).

Тимей — знаменитейший историк Сицилии. Его труд История (Ιστοριαι) — главный источник не только по истории этого острова в древности, но и вообще Италии и эллинов на Западе, а отчасти и Карфагена. Состоит он из 38 книг, из коих 33 обнимают историю Сицилии с древнейших времен до Агафокла, а 5 — историю последнего. Кроме того, как бы в виде приложения Т. написал ещё историю Пирра и его войн в Италии и Сицилии. Т. с большим трудолюбием и старанием собрал богатый материал, немало путешествовал, воспользовался надписями, изучал даже документы, касающиеся Карфагена и финикиян.

В особенности замечателен его труд в отношении хронологии: Тимей положил в основу своей хронологии список победителей на Олимпийских играх и ввел таким образом тот счет по Олимпиадам, который потом надолго стал общепринятым в исторических сочинениях. К этой общеэллинской хронологической системе он свел отдельные местные системы — счет по эфорам, по архонтам и т. п.

Полибий находил, что Тимею недоставало взглядов практического государственного человека. Вообще Тимей следовал отчасти риторическому направлению в греческой историографии, получившему господство в Греции со времен Исократа и его ближайших учеников. Пространные речи занимали в его труде видное место. Он придавал значение предзнаменованиям и снам, изречениям оракулов и различным предсказаниям; усматривал в событиях действие судьбы.

Труд Тимея оказал большое влияние на последующих историков: из него черпали Диодор Сицилийский, Помпей Трог, Плутарх; ему мы обязаны в основном тех сведений по истории, географии и этнографии древней Сицилии и Италии, которыми мы располагаем.

«История» Тимея целиком до нас не дошла, а сохранились лишь её отрывки благодаря ссылкам и цитатам древних; они собраны в изд. К. Müller, «Fragmenta Historicorum Graecorum» (т. I и IV).

Литература Править

  • Kothe, «De Timaei Tauromenitae vita et scriptis» (Бреславль, 1874);
  • Glasen, «Histor.-kritische Untersuch, zu Timaios von Tauromenion» (Киль, 1883);
  • Geffcken, «Timaios Geographie des Westens» (в «Philol. Untersuchungen», тетр. 13);
  • ст. E. Schwartz’a в «Hermes» (1899, т. XXXIV);
  • Wachsmuth, «Einleitung in das Studium der alten Geschichte» (Лпц., 1895).

de:Timaios

en:Timaeus (historian) fr:Timée de Tauroménion it:Timeo di Tauromenio nl:Timaeus scn:Timeu sv:Timaios (författare)

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики