ФЭНДОМ

Тибе́т (тиб. བོད་транслитерация Уайли: bod, произношение (лхасский диалект): бё, кит. 西藏, Сицзан) — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. С 1950 г. входит в состав КНР. Тибетская оппозиция расценивает политику Пекина в регионе как геноцид тибетского народа. Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинция У-Цанг и западная часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в провинции Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.

География Править

Площадь (включая провинции У-Цанг, Кхам и Амдо) — 2,5 млн. км² Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.

Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).

На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг Цангпо (Брахмапутра), Ма[чу] (Жёлтая река), Дру[чу] (Янцзы), Сенге Кхабаб (Инд), Пхунг[чу] (инд.: Арун), Гьялмо Нгу[чу] (бирм.: Салуин) и За[чу] (Меконг).

Крупнейшие озёра: Цонгонпо, Нам[цо], Ямдрок Ю[цо], Мипхам [Цо] (Мансоровар).

Средняя температура: 14° C в июле и −4° C в январе.

Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм. в январе и 25 мм. в июле; в восточных областях 25—30 мм. в январе и 80 мм. в июле.

Полезные ископаемые: 126 различных минералов, среди которых бура, уран, железо, хромит, золото, литий, боксит, медь, уголь, соль, слюда, олово, нефть и другие.

Климат Править

Полная статья: Климат Тибета

Статус Править

В настоящее время территория исторического Тибета входит в состав Китая, однако в Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV.

Административное устройство Править

Китайские власти разделили Тибет на следующие административные единицы:

  1. Тибетский автономный район;
  2. провинцию Цинхай;
  3. Тибетский автономный округ Дяньчжу и Тибетскую автономную префектуру Ганьнань в провинции Ганьсу;
  4. Тибетско-цинхайскую автономную префектуру Аба, Тибетскую автономную префектуру Ганзи и Тибетский автономный округ Мули в провинции Сычуань;
  5. Тибетскую автономную префектуру Дэцин в провинции Юньнань.

Население Править

Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы — в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался малоразвитой аграрной экономикой. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.

Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это во-первых с отсутсвием точного определения территории Тибета, во-вторых с предвзятостью источников. Правительство Тибета в изгании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань). Однако правительство Китая приводит следующие данные:

  • Тибетский автономный район: 2,4 миллиона тибетцев, 190 тысяч других национальностей (в основном хань - китайцы)
  • Все автономные тибетские районы вместе: 5 миллионов тибетцев и 2,3 миллиона представителей других национальностей. Следует отметить, что по мнению Тибетского правительства в изгнании многие территории исторического Тибета не имеют в нынешнем Китае автономного статуса.
  • Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнаниии относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,2 миллиона тибетцев, 3,6 миллиона хань (китайцев) и 1,6 миллиона представителей других национальностей (подсчёты по данным китайской переписи населения 2000 года).

Уровень грамотности среди тибетцев составляет приблизительно 50 % [1].

Тибетская община за границей Править

Численность тибетцев в изгнании — около 134 тыс. человек: в Индии — 100 000 человек, в Непале — 20 000, в Бутане — 1 500, в Швейцарии — 2 000, в Европе — 400, в Австралии и Новой Зеландии — 200, в США — 8 000, в Канаде — 1 200, в Скандинавии — 100.

Символика Править

До вхождения в состав Китая Тибет имел свои флаг и герб (см. статью о флаге). В настоящее время они используются тибетским правительством в изгнании. В Китае же они рассматриваются как символы сепаратизма.

Файл:Flag of Tibet.gif
Файл:Tibet-seal-02.jpg

История Править

Файл:Tibetian 17th-19th century.jpg

Полная статья: История Тибета

В эпоху правления китайской династии Цин Тибет переходит под контроль Пекина. После падения монархии в Китае Тибет объявляет о своей независимости. В 1949 году после победы КПК над Гоминьданом в гражданской войне новое правительство Мао Цзэдуна стало настаивать на том, что Тибет является частью Китая. В 1950 году китайские войска вошли в Восточный Тибет, фактически оккупировав страну.

В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. В настоящее время территория исторического Тибета с 1950 г. входит в состав Китая, однако в Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV. Тибетская оппозиция расценивает политику Пекина в регионе как геноцид тибетского народа.

До вхождения в состав Китая Тибет имел свои флаг и герб. В настоящее время они используются тибетским правительством в изгнании. В Китае же они рассматриваются как символы сепаратизма. Региональное деление Тибетского автономного района - три провинции: У-Цанг (центральная), Амдо (северо-восточная), Кхам (юго-восточная). Кроме того, историческая область Тибета выходит за рамки Тибетского автономного района и охватывает территорию Непала и Бутана.

Культура Править

Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам [2].

Ссылки Править

Ресурсы, отражающие позицию КНР Править

Ресурсы, отражающие точку зрения тибетских оппозиционеров Править

Политически нейтральные ресурсы Править

bg:Тибет bn:তিব্বত bo:བོད་ལྗོངས br:Tibet ca:Tibet cs:Tibet da:Tibet de:Tibet en:Tibet es:Tíbet et:Tiibet eu:Tibet fi:Tiibet fr:Tibet gd:Tibet he:טיבט hi:तिब्बत hu:Tibet id:Tibet it:Tibet ja:チベット jbo:bod ka:ტიბეტი ko:티베트 lmo:Tibet lt:Tibetas lv:Tibeta nl:Tibet (gebied) nn:Tibet no:Tibet pl:Tybet (region) pt:Tibete qu:Tibet ro:Tibet scn:Tibet se:Tibet simple:Tibet sk:Tibet sl:Tibet sv:Tibet tr:Tibet vi:Tây Tạng zh:西藏

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики