ФЭНДОМ

Type K and type S

Термопара

Термопа́ра — термоэлектрический преобразователь представляющий собой термоэлемент состоящий из спая пары проводников из различных материалов, применяемый в измерительных и преобразовательных устройствах, а также в системах автоматизации.

Принцип работыПравить

Принцип действия основан на эффекте Зеебека или, термоэлектрическом эффекте. В точке соединения различных проводников между проводниками появляется контактная разность потенциалов ЭДС. Возникающая на клеммах термопары ЭДС зависит как от типов используемых проводников, так и от температуры спая. Зависимость ТЭДС от температуры нелинейна. Чаще всего термопары используют в качестве датчиков температуры.

Способы подключения термопарПравить

Наиболее распространены два способа подключения термопары к измерительному оборудованию: простой и дифференциальный. В первом случае измерительный преобразователь (например микровольтметр) подключается напрямую к двум термоэлектродам с помощью проводников обладающих минимально возможным омическим сопротивлением. Во втором случае используют два проводника с разными коэффициентами термо-ЭДС, спаянные в двух концах, а измерительный преобразователь включается в разрыв одного из проводников.

Для дистанционного подключения термопар используются удлинительные или компенсационные провода. Удлинительные провода изготавливаются из того же материала, что и термоэлектроды, но могут иметь больший диаметр. Компенсационные провода используются в основном с термопарами из благородных металлов и имеют состав, отличный от состава термоэлектродов.

Применение термопарПравить

В основном термопары применяют для измерения температуры различных объектов и сред, а также в автоматизированных системах управления и контроля за технологическими процессами. Так например термопары из вольфрам-рениевого сплава являются самыми высокотемпературными контактными датчиками температуры. Такие термопары незаменимы в металлургии для контроля температуры расплавленных металлов.

Термопара имеет малую емкость. Радиолюбители использовали термопару для измерения тока антенны.

Типы термопарПравить

Существует большое количество различных пар проводников используемых для изготовления термопар.

  • термопара платина - платинородий — ТПП13 — Тип R
  • термопара платина - платинородий — ТПП10 — Тип S
  • термопара платинородий - платинородий — ТПР — Тип B
  • термопара железо - константан - ТЖК — Тип J
  • термопара медь - константан ТМКн — Тип Т
  • термопара нихросил - нисиловые - ТНН — Тип N.
  • термопара хромель - алюмель — ТХА — Тип K
  • термопара хромель- константан - ТХКн — Тип E
  • термопара хромель- копель — ТХК — Тип L
  • термопара медь - копель — ТМК — Тип М
  • термопара сильх - силиновые — ТСС — Тип I
  • термопара вольфрам - рений — ТВР — Тип А-1, А-2, А-3