ФЭНДОМ

Тео́рия возмуще́ний — подход в теоретической физике, заключающийся в разложении уравнений движения по какому-либо малому параметру и последующему решению этих уравнений почленно. При этом решения исходного уравнения тоже записываются в виде ряда по этому малому параметру. Вся эта процедура напоминает разложение функции в ряд Тейлора.

Теория возмущений является очень эффективным методом в тех случаях, когда гамильтониан системы сложен (и потому уравнения движения не могут быть решены точно), однако он лишь немногим отличается от некоторого точно решаемого гамильтониана.

Теория возмущений является стандартным методом решения задач в квантовой механике и квантовой теории поля; иногда применяется и при решении задач классической механики.

Примеры неприменимости теории возмущений Править

Несмотря на свою кажущуюся универсальность, метод теории возмущений не срабатывает в определённом классе задач. Примерами могут являться инстантонные эффекты в ряде задач квантовой механики и квантовой теории поля. Инстантонные вклады обладают существенными особенностями в точке разложения. Типичный пример инстантонного вклада имеет вид:

T_{inst} \sim \exp\left(-{1\over g}\right).

, где g — малый параметр.

Эта функция является неаналитичной в точке g = 0 , а потому не может быть разложена в ряд Тейлора.

Ссылки Править

Инстантонные эффекты Править

  • J.Zinn-Justin and U.D.Jentschura, Multi-Instantons and Exact Results I: Conjectures, WKB Expansions, and Instanton Interactions, Ann.Phys. 313 (2004) 197-267 (quant-ph/0501136).
  • J.Zinn-Justin and U.D.Jentschura, Multi-Instantons and Exact Results II: Specific Cases, Higher-Order Effects, and Numerical Calculations, Ann.Phys. 313 (2004) 269-325 (quant-ph/0501137).de:Störungstheorie

en:Perturbation theory fr:Théorie des perturbations (physique) he:תורת ההפרעות ja:摂動 pl:Teoria perturbacji pt:Distúrbio zh:摄动理论

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики