Викия

Наука

Творительный падеж в эсперанто

22 032статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Творительный падеж как грамматическая форма в эсперанто отсутствует. Однако есть свои способы передавать все значения, которые в русском языке имеет творительный падеж.

Русский творительный падеж исполняет очень разнообразные функции.

Творительный падеж есть форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

Разные формы этого падежа в русском языке представляются на эсперанто следующим образом:

Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной, заниматься вечером. –forveturi dum frua mateno, okupiĝi vespere.

Творительный инструментальный указывает на орудие, посредством которого совершается действие. Писать карандашом, рубить топором – skribi per krajono, haki per hakilo

Творительный количества (совокупности) характеризует способ совершения действия с количественной стороны. Продавать десятками,– vendi po dek.

Творительный образа и способа действия дает определительно-качественную характеристику совершения действия. Говорить басом, повернуться спиной, идти быстрыми шагами, дышать полной грудью, стоять лагерем. Paroli base, turni sian dorson al, iri per rapidaj paŝoj, stari tendare

Творительный объекта указывает на предмет в различных отношениях к действию. Снабдить деньгами, наградить орденом. Provizi per mono, dekoracii per ordeno. Убедить словом, удивить талантом. Persvadi per parolo, mirigi per talento. Наполнить водой, накормить рыбой. Plenigi per akvo, satigi per fiŝo.

Творительный ограничения указывает на частичную область проявления данного признака. Известный своими трудами, гордый достижениями, довольный успехами, бледный лицом – fama pro siaj verkoj, fiera pro siaj sukcesoj, kun pala vizaĝo.

Творительный определительный указывает на признак предмета. Борода клинышком, сапоги бутылками, галстук бантиком, хвост трубой – kojna barbo, boteleskaj botoj, banta kravato, apika vosto.

Творительный полупредикативный указывает на возрастной период жизни или время пребывания в том или ином состоянии. Ребенком он долго болел. Они встретились уже студентами. – Dum infanaĝo li multe malsanis. Ili renkontiĝis, kiam ili estis studentoj.

Творительный предикативный служит для выражения именной части составного сказуемого при различного вида связках. Стал инженером, работает продавцом. Iĝis inĝeniero, laboras kiel vendisto. Воспоминание о Наташе было поэтическим воспоминанием Бориса (Л. Толстой). Rememoro pri Nataŝa estis poezia rememoro de Boris.

Творительный признака (творительный функциональный) указывает на признак (состояние, свойство, положение, должность), создаваемый не самим лицом (предметом), а вызываемый или приписываемый кем-то другим. Его назначили директором, его избрали секретарем, мак считают снотворным средством (ср. мак считается снотворным средством— с творительным предикативным). Я решил назначить вас начальником нового отдела. Oni nomumis lin (kiel) direktoro, li estis elektita kiel sekretaro, oni opinas, ke papavo estas dormigilo/ Mi decidis postenigi vin kiel direktoro.

Творительный производителя действия (действующего лица) указывает на субъект действия в страдательном обороте или в безличной конструкции. Ошибка допущена учеником. Молнией зажгло дерево. – La eraro estas farita de lernarto (Lernanto faris la eraron). Fulmo bruligis arbon (Arbo estas briligita de fulmo).

Творительный пути указывает на место, в котором осуществляется движение. Ехать полем, идти берегом, - Veturi laŭ kampo, iri laŭ bordo

Творительный содержания уточняет значение глагола указанием на объект или область распространения действия. Заниматься спортом, интересоваться искусством, руководить занятиями. – okupiĝi pri sporto (sportumi), interesiĝi pri arto, gvidi lecionojn

Творительный сравнения указывает на степень или характер совершения действия. Лететь стрелой, мчаться вихрем –flugi kiel sago, flugi kiel torento

Викия-сеть

Случайная вики