ФЭНДОМ

Стратон из Лампсака по прозвищу «Физик» (340 до н. э.268 до н. э.) — древнегреческий философ и физик.

Является представителем школы перипатетиков. Его учителем является второй глава Ликея, Теофраст (поскольку в год смерти Аристотеля Стратону было 17-18 лет, вряд ли ему довелось учиться у самого основателя Ликея). Когда Птолемей I Сотер, царь эллинистического Египта, предложил Теофрасту стать учителем его детей (в частности, будущего царя Птолемея II Филадельфа), тот отказался, мотивировав это тем, что не может бросить Ликей, и прислал вместо себя Стратона. В столице Египта Александрии Стратон принял деятельное участие в организации Библиотеки и Мусейона, ставших впоследствие центром научных знаний эллинистического мира. В 287 г. до н. э. возглавил Ликей, которым и руководил до самой своей смерти.

Взгляды Стратона во многом не совпадали со взглядами Аристотеля. Так, Стратон считал, что природа (фюзис) — сила, неотделимая от материи, отрицая Бога и Душу как самостоятельно действующих агентов. По словам Цицерона, Стратон «полагает, что вся божественная сила заключается в природе, которая заключает в себе причины рождения, увеличения, но лишена всякого чувства и вида». Природа у Стратона — самопроизвольная и самодостаточная сила, лишенная сознания и личности, не подчинённая никаким внешним формам и целям. Как видно, по своим взглядам он был близок к атеизму.

Большинство работ Стратона относится к физике, о чем говорит и его прозвище. Главной силой в природе Стартон считал тяжесть, которая, по его мнению, упорядочивает космос и является источником движения. В трактовке тяжести Стартон отрицал аристотелевскую концепцию естественных мест, считая, что все четыре элемента (аристотелевский пятый элемент Стратон также отрицал) обладают различными степенями тяжести. Стратон не соглашался с мнением Аристотеля, что тела падают на Землю с постоянной скоростью; по его мнению, скорость падающих тел растет с расстоянием. Для доказательства этого утверждения он ставил специальные опыты: бросал тела с разной высоты и судил о скорости по силе удара о преграду. Таким образом, Стратона можно считать предвестником экспериментальной физики.

Помимо тяжести и удара, Стратон полагал существование и других сил, к которым он относил, в частности, теплоту и холод.

Подобно Демокриту, Стратон признавал существование пустоты, считая, что она разделяет между собой частицы, из которых состоит вещество (так он объяснял сжимаемость тел). В отличие от демокритовских атомов, эти частицы считались им в принципе делимыми. Взгляды Стратона на пустоту оказали сильное влияние на античную пневматику (в частности, на работы Филона Византийского и Герона), а также на исследования врача и анатома Эрасистрата.

Псевдо-Плутарх приводит мнение Стратона о том, что метеор — это «свет звезды, окутанной плотным облаком, как бывает с факелами».

Большое внимание Стратон уделял также психологии. Он полагал, что душа локализована в передней части головы, между бровями. Душа считалась источником мышления, восприятия и ощущений, в то время как органы чувств лишь посредниками в передаче ощущений. По мнению Стратона, восприятия могут сохраняться в душе в течение некоторого времени; мышление есть движение восприятий. При этом мы не можем мыслить ничего, что ранее не было нами воспринято.

Многие взгляды Стратона близки к современным научным представлениям, но, к сожалению, он не оставил после себя учеников, которые смогли бы продолжить его работу. Впрочем, к его ученикам причисляют великого астронома Аристарха Самосского, основателя гелиоцентрической системы, а иногда и великого александрийского врача и анатома Герофила.

Литература Править

  • И. Д. Рожанский, «История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи», М., Наука, 1988.
  • А. Н. Чанышев, «Курс лекций по древней и средневековой философии», М., Высш. школа, 1991.
  • И. Л. Гейберг, «Естествознание и математика в классической древности», М,-Л., ОНТИ, 1936.ca:Estrató de Làmpsac

de:Straton von Lampsakos en:Strato of Lampsacus es:Estratón de Lampsaco fi:Straton fr:Straton sl:Straton

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики