ФЭНДОМ

Николай Семенович Стеллецкий (1862, слоб. Мурафа Богодуховского уе. Харьк. губ. - июль 1919, Сумы) - протоиерей, профессор, православный богослов.

Биография Править

Из семьи священника. Окончил Харьковскую духовную семинарию; Киевскую духовную академию (1888) со степенью кандидата богословия, был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Приняв сан священника, пастырское служение начал в Киевской Набережно-Никольской церкви. Одновременно - законоучитель в киевских гимназиях, цензор журнала "Юго-Западная школа". После защиты диссертации магистра богословия (1893), получил назначение в Киевский Софийский Собор.

В 1909 г. был избран профессором и зав. кафедрой богословия Имп. Харьк. ун-та. Одновременно - протоиерей Антониевской университетской церкви, профессор богословия Харьк. Высш. женск. курсов, Высш. женск. медицинск. курсов, Высш. коммер. курсов Харьк. купеч. общ-ва, председатель Совета Харьк. епарх. женск. уч-ща.

Летом 1919 г. взят как заложник Харьк. ЧК, вывезен и зверски убит в Сумах.

Доктор богословия (1914), профессор (1909), протоиерей. Награжден набедренником (1890), скуфией (1893), орденами Св.Анны III (1908) и II степ. (1912).

Научные интересы Править

"Настоящий труженик науки", преданный богословию "в высшей степени", за 30 лет пастырской деятельности Н.С.Стеллецкий опубликовал более 40 работ по богословию, истории Церкви, философии, истории литературы.
Сфера преимущественных интересов - нравственное богословие (т.ч. в сравнении с религиозно-философскими системами древности и философскими доктринами нач.ХХ ст.), история Церкви на Украине, социально-философские и моральные аспекты культурных и социально-политических течений нач. ХХ ст. (социализма, декадентства), духовное образование.

Сочинения Править

  • Странствующий украинский философ Григорий Савич Сковорода. К., 1894.
  • Харьковский коллегиум до преобразования.– К., 1895.
  • Протоиерей А. А. Самборский – законоучитель императора Александра I. К., 1897.
  • О значении Киева как религиозного центра православной России. К., 1897.
  • Значение Церкви и ее школы в решении вопроса о всеобщем образовании. К., 1898.
  • Князь А. Н. Голицын и его церковно-государственная деятельность. К., 1901.
  • Очерки нравственно-христианского нравоучения. К., 1901.
  • Религиозно-нравственное миросозерцание Гоголя // Труды Киевской духовной академии. К., 1902.
  • Современное декадентство и христианство. К., 1909.
  • Социализм – его история и критическая оценка с христианской точки зрения. К., 1905.
  • Новейший социализм и христианство. Х., 1912.
  • Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Т. 1-2. Х., 1914-1916.

Библиография Править

Вера и разум. 1915. Т. 1.
Харьковские губернские ведомости.– 1914.– 26 июня, 16 ноября.
Южный край.– 1914.– 7 декабря.
Шудрик И. А. Жизнь, духовное наследие и мученическая смерть профессора, протоиерея Николая Стеллецкого (к 80-летию его трагической гибели) // Віра і розум.– № 1.– 2000 р.
Нариси з історії Харківського національного економічного університету: Монографія / Д.Ю.Михайличенко, В.Є.Єрмаченко, О.А.Сахно, Під заг. ред. В. С. Пономаренка. Х., 2005.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики