ФЭНДОМ

Сознание — способность сознавать, отдавать себе отчёт о своём состоянии, действиях и месте в мире; способность соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему; необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря сознанию субъект отличает себя от окружающего его мира, говорит о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства; сознание еще не есть мышление, а только способность соотнесения себя с миром, способность отлучения себя от всего остального; в противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений.

В психологии сознание рассматривается как психическая способность человека с двух сторон:

  • как самосознание — способность контролировать, понимать субъектом самого себя; противоположные понятия: подсознание и неосознанное.
  • как нормальное состояние субъекта, в котором он владеет собой, контролирует себя, адекватно осознает свое место в мире, противоположное понятие: бессознательное: обморок, припадок и др. нарушения сознания, сумасшествие.

Понятие сознания может также определяться с точки зрения: неврологической, физиологической, педагогической, поведенческой, социальной, политической, эволюционной, духовной, философской, математической и эвентологической.

Другие попытки определить сознание Править

Сознание

  • способность идеального воспроизведения действительности (БСЭ)
  • высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения
  • состояние человека в здравом уме
  • способность адекватно отражать явления действительности
  • свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.
  • способность к рефлексии
  • центр обработки информации и принятия решений (психософия)
  • субъективное соответствие активной, находящейся в фокусе внимания доминирующей зоны возбуждения мозга, выделенной системами внимания.
  • мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.
  • высшая функция мозга, заключающаяся в обобщеном и целенаправленном отражении действительности.
  • элемент памяти, имеющий "ссылку" на себя.
  • состояние при котором знаешь.

Философские теории сознания Править

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

1. Дуализм. Править

Дуализм есть теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

2. Логический бихевиоризм. Править

Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

3. Идеализм. Править

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что "быть — значит быть воспринимаемым".

4. Материализм. Править

Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

5. Функционализм. Править

Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

6. Двухаспектная теория. Править

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

7. Феноменологическая теория. Править

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

8. Эмерджентная теория. Править

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атома водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики