ФЭНДОМ

Современные технологии искусственного интеллекта

Искусственный интеллект как научное направление возник и начал активно развиваться после Второй мировой войны. С тех пор в этой области разрабатываются модели и методы решения задач, традиционно считавшихся интеллектуальными и не поддававшихся формализации (строгому математическому описанию) и автоматизации.

Само направление определено как "искусственный интеллект" в силу того, что основой всех его методов являются попытки копирования и моделирования существующих в природе интеллектуальных механизмов, таких как работа центральной нервной системы позвоночных, иммунитет, поведенческие реакции и т.д. Далее представлен обзор современных направлений, методологий и подходов, которые могут быть отнесены к технологиям искусственного интеллекта.

Нейронные сети и их вариации. Представляют собой сеть взаимосвязанных элементов, которые являются математической моделью нейронов мозга. Используются для определения априорно неизвестных сложных функциональных зависимостей на основании статистических данных. Байесовы (вероятностные) сети*. Моделируют вероятностные причинно-следственные связи. Позволяют рассчитывать вероятность наступления того или иного события при известной априорной вероятности причин. Позволяют строить модели в режиме реального времени с учетом неполноты данных и возможностью корректировки результата при появлении дополнительной информации. Могут использоваться для совместной обработки данных количественного и качественного характера.

Методы эвристической самоорганизации. Методы данной группы исследуют функциональные и вероятностные взаимосвязи "входов" и "выходов" некоторой системы, т.е. позволяют моделировать сложные нелинейные процессы и системы при отсутствии априорных знаний о структуре модели. Метод группового учета аргументов (МГУА), например, позволяет моделировать неизвестные закономерности функционирования исследуемого процесса или системы по информации, неявно присутствующей в выборке "входных" и "выходных" данных.

Теория игр. Позволяет формализовать описание процессов принятия сознательных целенаправленных решений при участии одной или нескольких сторон в условиях неопределенностей, риска и конфликта, которые возникают при столкновении интересов. Задача теории игр заключается в предложении рекомендаций рационального образа действий участников процесса принятия решений, т.е. в определении оптимальной стратегии для каждого из них.

Теория хаоса. Предлагает новые методы анализа данных, позволяющие выявлять скрытые зависимости там, где раньше систему считали случайной, и не имеющей каких-либо закономерностей. Применение аппарата теории хаоса позволяет качественно изучать нестабильное апериодическое поведение в нелинейных динамических системах, например, в экономических, экологических, социальных и биологических системах и процессах.

Многозначные логики. Нечеткая логика. Логика антонимов*. Расширяет возможности "обычной" двоичной логики, оперирующей только понятиями "1-да" и "0-нет". Позволяет оперировать с нечеткой, неточной, "размытой" информацией. Дает возможность использования качественных, а не количественных характеристик, что позволяет манипулировать лингвистическими понятиями и знаниями, выражаемыми на обычном языке (например, для описания процессов: "плохо"-"средне"-"хорошо", "огромный-большой-маленький-мизерный" и т.д.).

Эволюционные и клональные алгоритмы. Адаптивные методы поиска, используемые для решения задач функциональной оптимизации. Основаны на эволюционных процессах биологических организмов: популяции развиваются, подчиняясь законам естественного отбора и принципу "выживает сильнейший". Моделируя этот процесс, эволюционные алгоритмы, в частности генетические, способны "развивать" решения реальных задач, если они соответствующим образом закодированы. Такой подход является динамическим и позволяет довольно быстро находить оптимальные, с определенной точки зрения, решения.

Методы экспертных оценок*. Применяются при отсутствии возможности или трудо-ресурсной нецелесообразности получения данных в количественном выражении. При моделировании многих процессов и систем, например, экономических, социальных и биологических, понятие точных числовых оценок теряет всякий смысл. В таких случаях обращаются к использованию знаний и опыта экспертов - методам экспертных оценок, которые включают в себя методы получения, формализации и интеграции экспертных знаний. Иммунные сети*. Основаны на принципах функционирования иммунной системы позвоночных, которая, выступает "вторым" интеллектом - как и нервная система, обладает такими свойствами как память, способность обучаться, умение распознавать и принимать решения о том, как вести себя в новых ситуациях. Методы, основанные на концепции искусственных иммунных сетей, используются в задачах распознавания образов, информационной безопасности, прогнозировании временных рядов и многих других.

Роевой интеллект*. Данный подход основан на коллективном интеллекте социальных насекомых, таких как муравьи и пчелы, каждая особь которых обладает очень малыми возможностями. Но, собираясь в многотысячную и многомиллионную колонию, они становятся роем, представляющим собой мощную интеллектуальную распределенную систему. Многие современные задачи управления, моделирования и прогнозирования могут быть эффективно решены с помощью автономных эмерджентных систем, построенных по такому принципу. Наиболее активными сферами применения являются социальное и электоральное моделирование, экономическое прогнозирование, маркетинговые исследования и исследования по корпоративному климату.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики